№ 3, март 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

О льготах коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Рубрика «Юридическая консультация»

ВЕРЕМЕЙКО ЮРИЙ

В Республике Беларусь в отношении предприятий с иностранными инвестициями предусмотрены некоторые преференции. Обусловлено это особым правовым климатом иностранных инвестиций: государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Согласно ст. 9 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права. Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов. Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных настоящим Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению. Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

Кроме гарантий, государство предоставляет и защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь также имеет свою специфику. Так, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь.

В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности такой организации (т.е. на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам в течение пяти лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Однако на практике данная норма применялась с ограничениями в отношении изменения налогового законодательства. Статья 91 Инвестиционного кодекса в редакции, действующей до 1 января 2005 г., предусматривала, что коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют налоговые и таможенные платежи в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. А законодательство устанавливало, что коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30 %, освобождались от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности, включая первый прибыльный год.

В некоторых случаях в отношении таких организаций дополнительно к вышеуказанной льготе действовали еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50 %.

Законом Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 325-З «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь „О внесении изменений и дополнений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь“» (далее — Закон) с 1 января 2005 г. ст. 91 Инвестиционного кодекса изложена в следующей редакции: «коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». Иными словами, с 1 января 2005 г. вопросы льготирования прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями не регулируются Инвестиционным кодексом.

Законом также были внесены изменения в ч. 1 п. 8 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» с последующими изменениями и дополнениями, согласно которым с начала 2005 г. льготирование прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями фактически отменяется. Исключение составляют только те организации, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых до 1 января 2005 г. составляла более 30 % (за исключением ОАО).

Дополнение ч. 1 п. 8 ст. 5 является воплощением принципа «обратной силы нормативного акта». Согласно ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

В связи с тем, что нормативный правовой акт не должен распространять свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в силу, необходимо определить отношения, которые возникли до вступления в силу нормативного акта, регулирующего их и те отношения, которые возникли после. Именно этот вопрос и порождает основную проблему. Если под отношениями, о которых идет речь в ст. 67 Закона, понимать любые отношения, которые возникли до вступления в силу нормативного акта, то необходимо сказать о том, что новая норма не должна никоим образом затронуть отношения, возникшие до вступления ее в силу. Иными словами, если учредители, в т.ч. иностранные, создали юридическое лицо со статусом предприятия с иностранными инвестициями, они вправе рассчитывать на то, что оно будет иметь соответствующие преференции, т.к. п. 8 ст. 5 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» предусмотрено освобождение их от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30 %. Законом установлено, что право на получение льготы может быть реализовано организацией при сформированном каждым участником (акционером) в течение года со дня регистрации уставном фонде в размере не менее 50 % от предусмотренного учредительными документами.

Таким образом, отношения по предоставлению льготы предприятию с иностранными инвестициями в течение трех лет с момента объявления прибыли начались до вступления в силу Закона в новой редакции, в связи с чем ограничения, вводимые нормативными актами, принятыми после того, как такие отношения уже сложились, будут считаться незаконными, поскольку такая норма будет иметь обратную силу, что не допускается.

В связи с этим коммерческие предприятия с иностранными инвестициями, в учредительных документах которых до 1 января 2004 г. была предусмотрена доля иностранного инвестора в размере более 30 %, вправе рассчитывать на получение льготы.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что Закон ведет речь не о конкретном формировании уставного фонда, а лишь о том, что доля иностранного инвестора должна составлять более 30 %. Иными словами, на льготу вправе рассчитывать и те предприятия, уставный фонд которых не сформирован. Факт формирования уставного фонда (в полном размере или частично) — это условие применения льготы. Иными словами, юридические лица с иностранными инвестициями, сформировавшие уставный фонд полностью или в размере 50 % каждым учредителем, продолжают применять льготу, как и ранее, а те организации, которые еще не сформировали уставный фонд, но в нем предусмотрена доля иностранного инвестора более 30 % (по состоянию на 31 декабря 2004 г.) вправе сформировать его в сроки, установленные законодательством, и получить соответствующую льготу.

 

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (21), март 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.