№ 5, май 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Об отсрочках уплаты таможенных платежей

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

О.В. МАКАРЕВИЧ

Часто встречаются ситуации, когда субъекты предпринимательской деятельности по ряду причин на момент таможенного оформления товаров не могут исполнить возложенную на них обязанность по уплате таможенных платежей в полном объеме. Такими причинами являются:

              причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия или иных обстоятельств непреодолимой силы;

              задержка плательщику финансирования из государственного бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

              иные веские причины.

В указанных ситуациях возникает вопрос о переносе сроков уплаты причитающихся платежей.

В таких случаях, а также в случаях перемещения через таможенную границу скоропортящихся товаров и осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в таможню, в зоне деятельности которой он зарегистрирован, с просьбой предоставить отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, акцизов, НДС) на срок до двух месяцев. До истечения установленного таможней срока предоставленной отсрочки или рассрочки плательщик обязан будет уплатить саму сумму таможенных платежей и проценты за предоставление отсрочки. Это самый распространенный вид отсрочки (рассрочки) уплаты платежей.

Предоставление такой отсрочки (рассрочки) регламентировано ст. 121 Таможенного кодекса Республики Беларусь, а также Инструкцией о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 августа 2001 г. № 45.

Все иные виды отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей были введены в действие указом либо декретом Президента Республики Беларусь, и их принятие было направлено на реализацию какой-либо конкретной цели.

Одним из основных направлений развития национальной экономики является стимулирование экспорта продукции отечественных товаропроизводителей, повышение ее конкурентоспособности на внешних рынках Республики Беларусь. В этих целях был подписан Указ Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1998 г. № 554 «Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость» с последующими изменениями и дополнениями, согласно которому при таможенном оформлении комплектующих, запасных частей, сырья и материалов, ввозимых в Республику Беларусь для изготовления экспортной продукции, таможенными органами предоставляется отсрочка уплаты таможенной пошлины и НДС на срок до 6 месяцев со дня выпуска этих товаров для свободного обращения, а для изготовления продукции экспортного судостроения — до 12 месяцев со дня выпуска этих товаров для свободного обращения, без уплаты процентов за ее использование.

Сами условия предоставления такой отсрочки требуют от таможенных органов организации контроля вывоза в составе экспортной продукции ввозимых комплектующих, запасных частей, сырья и материалов. Для реализации этих целей еще на этапе рассмотрения вопроса о ее предоставлении плательщики представляют выписку из технологического процесса изготовления экспортной продукции с указанием норм расхода ввезенных комплектующих, запасных частей, сырья и материалов на изготовление единицы экспортной продукции.

В дальнейшем, уже после изготовления продукции и ее вывоза на экспорт, плательщик представляет в таможню отчет об использовании ввезенных комплектующих, запасных частей, сырья и материалов, где исходя из норм расхода таких товаров и количества изготовленной экспортной продукции определяется полнота расходования ввезенных товаров.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (23), май 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.