№ 10, октябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Проекция принципов менеджмента качества на практику промышленного предприятия Республики Беларусь

Рубрика «Менеджмент»

П.С. ГЕЙЗЛЕР, профессор кафедры экономики предпринимательства БГЭУ, Ю.С. ТИШКОВ, заместитель начальника ОСК ПРУП «Минский завод колесных тягачей», соискатель кафедры бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ

Современный высококвалифицированный руководитель не нуждается в обосновании необходимости создания и внедрения системы менеджмента качества (СМК). Внедрение СМК — веление времени и вопрос выживания организации. Первый в мире сертификат на СМК, соответствующую требованиям стандарта ИСО 9001:2000, был получен 15 декабря 2000 г. В настоящее время интерес к стандартам ИСО серии 9000 не ослабевает. Все очень просто: организации занимаются этим потому, что это выгодно. Сертификация СМК стала обязательным требованием для участия в большинстве тендеров, особенно при экспортных поставках. Наличие сертифицированной СМК свидетельствует о высокой культуре менеджмента данного предприятия, высоком потенциале и больших шансах на победу в конкурентной борьбе.

В своей знаменитой книге «Выход из кризиса» всемирно известный экономист, консультант в области менеджмента качества, один из авторов «японского экономического чуда» Вильямс Эдвард Деминг сообщил свое видение современного менеджмента, который позволяет постоянно повышать качество продукции, улучшать управляемость предприятия при одновременном снижении издержек. Новые подходы Деминг сформулировал в виде 14 принципов теории менеджмента качества.

Рассмотрим принципы Э. Деминга в проекции на практический высший менеджмент качества организации на примере типичного представителя государственного коммерческого предприятия Республики Беларусь, имеющего сертифицированную систему менеджмента качества.

1.            «Постоянство цели. Поставьте перед собой цель и будьте неизменно твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность, для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой».

Проекция. Цель, декларированная в Политике предприятия в области качества, остается на бумаге. Все менеджеры заняты текущими проблемами: любыми средствами обеспечить работу сборочного конвейера, найти деньги для закупки материалов и комплектующих, выплаты заработной платы и т.п. Постоянство есть, оно проявляется в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в соответствии со сложившимися стереотипами для решения задач, сулящих сиюминутную выгоду.

Пример. Бизнес-план предприятия рассматривается вышестоящей организацией и возвращается на доработку с указанием: темпы роста объема выпуска товарной продукции должны быть не менее 7 %. Нет проблем! Бизнес-план перерабатывается, темпы роста объема выпуска вырастают до 7,2 %, при этом в плане появляются изделия несуществующих наименований. Бизнес-план утвержден.

Другой пример. Отдельные приказы и планы мероприятий юридически выполняются на 100 % благодаря многочисленным переносам сроков, а фактически не выполняются даже на 40–50 %. Причина — отсутствие должного планирования ресурсов для их выполнения.

2.             «Новая философия. Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре, начатой в Японии. Мы не можем более уживаться с обычным принятым уровнем задержек, ошибок, дефектов в материалах, брака в работе. Необходимо преобразование западного стиля менеджмента, чтобы остановить продолжающийся упадок экономики».

Проекция. Новая философия отсутствует как на уровне высшего руководства, так и на уровне большинства подразделений. Редкие идеи трансформации разбиваются о стену постсоветского менталитета руководителей, отсутствия оборотных средств и повседневной текучки, в лучшем случае остаются проблемой самого инициатора идеи.

Пример. Государственный чиновник профильного министерства на совещании с высшим руководством машиностроительного предприятия спрашивает: «А кто у вас отвечает за качество?» Встает заместитель генерального директора по персоналу.

Другой пример. На совещании у генерального директора начальник службы докладывает о срыве сроков выполнения производственного задания из-за отсутствия финансовых средств. Заявка на оплату услуги сторонней организации лежит в финансовом управлении несколько месяцев. Реакция представителя высшей администрации: «Сколько раз вы были у меня в кабинете с требованием оплатить заявку?». Вывод: приоритетными являются платежи в целях удовлетворения потребностей тех служб, чьи руководители более настойчиво осаждают кабинеты высших руководителей.

3.            «Покончите с зависимостью от массового контроля. Уничтожайте потребность в массовых проверках и инспекциях как способе достижения качества, прежде всего путем «встраивания» качества в продукцию. Требуйте статистических свидетельств «встроенного» качества как в процессе производства, так и при выполнении закупочных функций».

Проекция. Инспекция качества со стороны отдела технического контроля (ОТК) сегодня остается практически единственным методом обеспечения соответствия продукции требованиям нормативной и технической документации. Статистические методы не усвоены, применяются крайне редко. На «борьбу с качеством» брошено одно ОТК.

Пример. Через неделю для приема продукции по крупному экспортному заказу (10 изделий) прибывает группа представителей заказчика. На совещании у генерального директора звучит доклад, что изделия к сдаче заказчику не готовы, на конвейере на сборке находятся только три изделия. Руководитель требует от ОТК принять изделия без проволочек. Директор по качеству задает вопрос, как в этих условиях можно добиться должного качества изделий. К тому же вызывает опасения способность производства в срок собрать, а ОТК — провести испытания и принять все 10 изделий заказа. «Соберем и примем, а кто в это не верит, может сюда не ходить!» — звучит ответ.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (40), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.