№ 10, октябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Совершенствование законодательства о конкуренции в Республике Беларусь

Рубрика «Ценообразование»

Е.В. ГАНАКОВА, начальник отдела антимонопольного регулирования Министерства экономики Республики Беларусь

Рыночная экономика предполагает формирование необходимых условий для конкурентных отношений. Основными действиями по достижению этого является создание законодательной базы, постоянное совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля, правовых и социально-экономических условий формирования конкурентного рынка.

Действующая в Республике Беларусь нормативная правовая база в области антимонопольной и конкурентной политики начала разрабатываться в начале 90-х годов и в настоящее время представлена 17 законодательными и нормативными правовыми актами.

Главным законодательным актом является Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон о конкуренции). Закон о конкуренции относится к серии рыночных и считается одним из важнейших в этом ряду. Во исполнение Закона в целях совершенствования антимонопольного законодательства в I квартале 2006 г. Министерством экономики разработаны нормативные правовые акты:

  • по контролю за согласованными действиями;
  • контролю за недобросовестной конкуренцией;
  • применению мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

О контроле за согласованными действиями

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

  • раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;
  • исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
  • необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в т.ч. на аукционах и торгах;
  • необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
  • осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в т.ч. с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
  • иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Вместе с тем в соответствии с Законом о конкуренции хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются вышеуказанные признаки, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 57 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству.

Даная Инструкция определяет порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству, а также требования к содержанию и форме представления необходимых сведений.

Департамент ценовой политики Министерства экономики рассматривает вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:

  • которые могут привести к устранению и (или) ограничению конкуренции на республиканских товарных рынках либо на местных товарных рынках нескольких областей;
  • участником которых является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке Республики Беларусь;
  • участником которых является иностранное юридическое или физическое лицо;
  • участник (участники) которых имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

Управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:

  • которые могут привести к устранению и (или) ограничению конкуренции на местных товарных рынках;
  • участником которых является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на местных товарных рынках.

Заявление рассматривается в течение одного месяца со дня его принятия. В случае необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен до двух месяцев.

При рассмотрении заявления антимонопольный орган:

  • устанавливает товарные и географические границы рынков, на которых участники соглашения намерены осуществить согласованные действия;
  • оценивает степень развития конкуренции на соответствующих товарных рынках;
  • определяет возможность ограничения конкуренции посредством осуществления согласованных действий.

По результатам рассмотрения заявления дается заключение об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству. Заключение об отказе признать соглашения (согласованные действия) соответствующими антимонопольному законодательству дается в случае, если последствия соглашений (согласованных действий) приведут или могут привести к устранению или ограничению конкуренции, препятствуют или могут препятствовать ее установлению или развитию.

О контроле за недобросовестной конкуренцией

Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции является важным направлением в антимонопольном законодательстве республики, которое тесно связано с авторским и патентным правом, регулированием отношений в сфере промышленной собственности. Необходимость развития данного направления деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Правовые нормы Закона о конкуренции направлены в т.ч. на выполнение задач:

  • обеспечения охраны интересов конкурентов;
  • защиты интересов потребителей;
  • сохранения и повышения качества конкуренции в интересах общества в целом.

Тем самым в основу критерия, определяющего недобросовестность тех или иных действий в конкурентной борьбе, положен прагматический подход: полезны или вредны эти действия для субъектов хозяйствования, потребителей и государства.

Эффективный контроль за недобросовестной конкуренцией имеет важное значение для формирования в республике цивилизованной конкурентной среды, развития честных приемов ведения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), обеспечения охраны интересов хозяйствующих субъектов, защиты интересов потребителей, сохранения и повышения качества продукции в интересах общества в целом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (40), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.