№ 11, ноябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Законодательство о ценообразовании и коммерческие организации с иностранными инвестициями

Рубрика «Ценообразование»

КОЗЕКО Л.В., консультант Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2006 г. № 159-З «О внесении изменений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь» конкретизировал и четко определил рамки правового поля, в котором коммерческие организации с иностранными инвестициями соблюдают законодательство Республики Беларусь по ценообразованию.

Исключена ч. 2 ст. 79 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (далее — ИК), предусматривающая неприменение к коммерческим организациям с иностранными инвестициями в течение 5 лет с даты приобретения данного статуса актов законодательства, ухудшающих положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Новая редакция ст. 94 ИК обязывает коммерческие организации с иностранными инвестициями устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) и соблюдать порядок ее реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Как правило, если для коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливается какой-либо преференциальный режим формирования и применения цен и тарифов на территории нашей республики, то в действующем нормативном документе на это содержится прямая ссылка или указание. Если же такой ссылки или указания в тексте нормативного документа нет, то к таким организациям применяются общеустановленные нормы и положения. Так, например, по состоянию на момент принятия вышеуказанного Закона на коммерческие организации с иностранными инвестициями не распространялись нормы законодательства по ценообразованию в части соблюдения предельно допустимых параметров по изменению отпускных цен и тарифов (за исключением оказывающих платные медицинские услуги), а также для него устанавливался упрощенный порядок регистрации цен и тарифов на новые виды товаров (работ, услуг). Далее эти требования и порядок их применения будут рассмотрены подробнее.

Остановимся на основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы ценообразования.

Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон о ценообразовании) установлены правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования — нормы, общие для всех субъектов хозяйствования, в т.ч. для коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Дано определение основных видов цен и тарифов, способов их регулирования.

Государственное регулирование устанавливается путем декларирования отпускных цен и тарифов, применения минимальных и предельных отпускных цен и тарифов и другими способами. Перечень товаров и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование, определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285) — перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 — перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Указом № 285 установлены обязательная для субъектов хозяйствования всех форм собственности и ведомственной подчиненности регистрация цен на новые товары (работы, услуги), меры экономической и административной ответственности за отсутствие данной регистрации, отсутствие экономического обоснования применяемых цен (тарифов).

Меры экономической и административной ответственности, установленные Указом № 285, применяются к субъектам хозяйствования всех форм собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. к организациям с иностранными инвестициями:

  • за реализацию товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), отсутствие экономического обоснования применяемых цен (тарифов) — штрафные санкции в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг);
  • при совершении указанных нарушений повторно в течение одного года после принятия мер экономической ответственности за такие же нарушения — штрафные санкции в размере до 50 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг);
  • за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов), отсутствие экономических расчетов при определении уровня цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги) — штрафные санкции к должностному лицу в размере до 40 базовых величин.

Нормы Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (далее — Положение), распространяются на всех субъектов хозяйствования, в т.ч. на коммерческие организации с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь.

Производители должны руководствоваться принципами формирования отпускных цен (тарифов) в части их формирования и утверждения (раздел II Положения). Включение затрат в себестоимость производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300, а также с учетом отраслевых особенностей по нормам и нормативам, утвержденным в установленном порядке.

Сформированные цены (тарифы) обосновываются экономическими расчетами — калькуляцией с расшифровкой статей затрат.

Организации с иностранными инвестициями — импортеры товаров в республику формируют отпускные цены согласно подп. 2.13 Положения, розничные цены — согласно подп. 3.1 Положения. Сформированные цены обосновываются экономическими расчетами в установленном порядке.

Организации с иностранными инвестициями, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, оптовые и торговые надбавки устанавливают в общем порядке в размерах, определенных Положением и постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 18 июня 2003 г. № 129 «О торговых надбавках на продовольственные товары». При этом экономические расчеты по обоснованию уровня оптовых и торговых надбавок не составляются.

Как следует из приведенных норм, никаких исключений для организаций с иностранными инвестициями в части обязанности по составлению экономического обоснования не установлено. При реализации продукции, товаров (работ, услуг) на территории республики коммерческие организации с иностранными инвестициями, как и другие субъекты хозяйствования, должны подтвердить применяемый уровень отпускных цен (тарифов) экономическими расчетами.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (41), ноябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.