№ 11, ноябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Неустойка ее размер и принципы расчета

Рубрика «Юридическая консультация»

ВИННИКОВА Е.В., экономист

Как рассчитать размер неустойки? Как обосновать ее размер? С этими вопросами сталкиваются стороны при формировании договорных отношений. Неустойка взыскивается при неисполнении или ненадлежащем исполнении основного обязательства независимо от того, понес ли кредитор убытки в результате этого нарушения. Согласно п. 1 ст. 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Статьи 311–314 ГК содержат общие положения о неустойке. Согласно ГК неустойку следует различать:

  • по видам — пеня и штраф;
  • по основаниям возникновения — законная и договорная.

Пеня — разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств. Как правило, пеня устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки. Пеня является одним из наиболее распространенных способов обеспечения обязательств. Следует отметить, что взыскание пени может быть установлено не только за день просрочки а, например, за час, декаду и т.д. (п. 6 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»).

Размер пени наиболее часто «привязывают» к ставке рефинансирования. Это связано с тем, что законодатель в нормативных актах устанавливает пеню в размере ставки рефинансирования.

Например, данный подход содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 2 октября 2003 г. № 432 «О совершенствовании работы с имуществом, обращенным в доход государства» (налоговые органы уполномочены также начислять и взыскивать за каждый день просрочки пеню в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату взыскания средств).

Следует отметить, что применение такого размера пени может привести к ее несоразмерности с последствиями нарушения обязательства. Согласно ст. 314 ГК суд вправе уменьшить неустойку, подлежащую уплате, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Под последствиями подразумевается не только значительный размер убытков, понесенных кредитором, но и иные обстоятельства негативного характера.

При разрешении вопроса об уменьшении неустойки суд, в частности, может учитывать уплаченные в соответствии со ст. 366 ГК проценты за пользование чужими денежными средствами, которые компенсируют в определенной части последствия, вызванные нарушением денежного обязательства должником. Размер неустойки может быть снижен, если будет установлено, что обязательство нарушено по вине обеих сторон, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению убытков либо не принял разумных мер по его уменьшению. При этом уменьшение размера неустойки не затрагивает обязанности должника по возмещению убытков.

Законодатель в нормативных актах использует и другой принцип определения размера пени. Согласно п. 4 ст. 52 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства.

Для бюджетных организаций действующим до 1 октября 2006 г. Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359, предусмотрено, что юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не поставившие товар (не отгрузившие продукцию, не оказавшие услуги, не выполнившие работы) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере 50 % суммы оплаты товара (продукции, услуг, работ), обязательство по поставке (отгрузке, оказанию, выполнению) которых не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, если соответствующим договором не установлен больший размер такой пени. Применение такой высокой неустойки вызывало отказ большинства поставщиков от предоплаты. С 1 октября 2006 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 518 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359», который изменил редакцию п. 9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь. Данным Указом установлено следующее.

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательства по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню, процентная ставка которой равна 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день исполнения обязательства. Сумма уплачиваемой пени определяется по указанной процентной ставке, кратной:

  • 25 от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции), за исключением продукции, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта;
  • 10 от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг;
  • 10 от суммы предварительной оплаты по поставке продукции военного назначения по государственному оборонному заказу на соответствующий год.

Договором может быть установлен больший размер такой пени.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (41), ноябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.