№ 4, апрель 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» как отражение эффективности работы народнохозяйственного комплекса и стоящих перед страной задач

Рубрика «Статистика, аналитика»

А.В. ХОТЬКО, кандидат экономических наук, доцент

Управляя бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый (бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.

Так, на момент разработки Закона о бюджете исполнение республиканского бюджета по доходам составляло 56,2 % к годовому плану, по расходам — 48,5 %, профицит равнялся 881,2 млрд руб. Консолидированный бюджет за I полугодие 2005 г. был исполнен с профицитом 950,3 млрд руб. (3,4 % к ВВП). Практически аналогичная динамика была характерна для исполнения бюджета страны за 9 месяцев.

В части бюджетно-налоговой политики в 2006 г. предусматривается снижение налоговой нагрузки на 0,9 пункта (с 3,9 % до 3,0 %) совокупной ставки платежей от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), путем отмены двух сборов:

  • на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов по ставке 0,4 %;
  •  на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, по ставке 0,5 %.

Для упорядочения налогового законодательства с 1 января 2006 г. производится перевод банков на общие условия налогообложения прибыли (с уплаты налога на прибыль по ставке 24 % вместо действовавшего налога на доходы по ставке 30 %).

В целях упрощения налоговой системы в 2006 г. вместо трех налогов, взимаемых с оборота автомобильного топлива (налога с продаж автомобильного топлива, налога на приобретение бензина и дизельного топлива, акцизов), остается один — акцизы с увеличением в 2,5 раза ставок и направлением их в республиканский бюджет. Действовавший в соответствии с Законом Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» возврат производителям сельскохозяйственной продукции 50 % уплаченного ими налога с продаж автомобильного топлива в 2006 г. заменяется компенсацией в эквивалентных суммах из республиканского бюджета.

Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов в совокупности с мерами общей экономической политики Правительства Республики Беларусь снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7–9 %. Достижение этой цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты будет одним из важнейших факторов обеспечения запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 г., создания предпосылок для устойчивого экономического роста.

Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2006 г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2005 г. предусматриваются за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, — 130,4 %. Выше среднего значения запланирован также рост налоговых доходов — 128,6 %, из них налогов на товары и услуги — 135,8 %, других налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей — 133,7 %. Темпы роста наиболее значимой составляющей доходов республиканского бюджета — взносов на государственное социальное страхование — составили 121,1 %. Среди разделов налоговых доходов наиболее высокие темпы роста имеют экологический налог (500,2 %) и акцизы (220,9 %).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (34), апрель 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.