Управляя бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый (бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.
Так, на момент разработки Закона о бюджете исполнение республиканского бюджета по доходам составляло 56,2 % к годовому плану, по расходам — 48,5 %, профицит равнялся 881,2 млрд руб. Консолидированный бюджет за I полугодие 2005 г. был исполнен с профицитом 950,3 млрд руб. (3,4 % к ВВП). Практически аналогичная динамика была характерна для исполнения бюджета страны за 9 месяцев.
В части бюджетно-налоговой политики в 2006 г. предусматривается снижение налоговой нагрузки на 0,9 пункта (с 3,9 % до 3,0 %) совокупной ставки платежей от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), путем отмены двух сборов:
- на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов по ставке 0,4 %;
- на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, по ставке 0,5 %.
Для упорядочения налогового законодательства с 1 января 2006 г. производится перевод банков на общие условия налогообложения прибыли (с уплаты налога на прибыль по ставке 24 % вместо действовавшего налога на доходы по ставке 30 %).
В целях упрощения налоговой системы в 2006 г. вместо трех налогов, взимаемых с оборота автомобильного топлива (налога с продаж автомобильного топлива, налога на приобретение бензина и дизельного топлива, акцизов), остается один — акцизы с увеличением в 2,5 раза ставок и направлением их в республиканский бюджет. Действовавший в соответствии с Законом Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» возврат производителям сельскохозяйственной продукции 50 % уплаченного ими налога с продаж автомобильного топлива в 2006 г. заменяется компенсацией в эквивалентных суммах из республиканского бюджета.
Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов в совокупности с мерами общей экономической политики Правительства Республики Беларусь снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7–9 %. Достижение этой цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты будет одним из важнейших факторов обеспечения запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 г., создания предпосылок для устойчивого экономического роста.
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2006 г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2005 г. предусматриваются за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, — 130,4 %. Выше среднего значения запланирован также рост налоговых доходов — 128,6 %, из них налогов на товары и услуги — 135,8 %, других налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей — 133,7 %. Темпы роста наиболее значимой составляющей доходов республиканского бюджета — взносов на государственное социальное страхование — составили 121,1 %. Среди разделов налоговых доходов наиболее высокие темпы роста имеют экологический налог (500,2 %) и акцизы (220,9 %).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (34), апрель 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.