№ 5, май 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Предоставление в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

Ю.П. МАЛЯВКО, экономист

Наряду со сдачей в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений (недвижимого имущества), находящихся в государственной собственности, действующее законодательство предусматривает предоставление указанного недвижимого имущества в безвозмездное пользование.

Основные положения, регламентирующие передачу имущества, находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование, изложены в гл. 36 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Передача зданий, сооружений и нежилых помещений в безвозмездное пользование производиться по договору безвозмездного пользования (договору ссуды).

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 643 ГК).

К договорам безвозмездного пользования в основном применяются те же правила, что и к договорам аренды.

Так, в договоре безвозмездного пользования должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ссудополучателю. Договор безвозмездного пользования заключается на определенный договором срок. Ссудополучатель обязан пользоваться полученным имуществом в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования, а если такие условия в договоре не определены, — в соответствии с назначением имущества. Если ссудополучатель пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора или назначением имущества, ссудодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Основное отличие договора аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, от договора безвозмездного пользования заключается в отсутствии в договоре безвозмездного пользования размера платы за пользование указанным имуществом, что в договоре аренды является обязательным условием и без чего договор аренды здания, сооружения и помещения считается незаключенным.

Другим важным аспектом, относящимся к договорам безвозмездного пользования, является то, что действующее законодательство не предусматривает сдачу ссудополучателями зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности, полученных по договорам безвозмездного пользования, в аренду.

Исключение составляют здания, сооружения и помещения, переданные по договорам безвозмездного пользования открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственной собственности. Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 117 предоставлено право открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственной собственности, с согласия собственника сдавать в аренду имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности и переданное данным обществам по договорам безвозмездного пользования, с условием сохранения целевого использования этого имущества, без права его выкупа.

В свою очередь согласно ст. 654 ГК ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в безвозмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права из ранее заключенного договора безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.

В соответствии с законодательством в отношении передачи в безвозмездное пользование зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, действует ряд условий.

Согласно подп. 2.1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 «Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности» (далее — Указ № 9) запрещена передача зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в республиканской собственности, в пользование юридическим лицам, основанным на негосударственных формах собственности, и предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, без заключения договора аренды (субаренды). Кроме того, п. 8 Указа № 9 облисполкомам и Минскому горисполкому поручено принять необходимые меры по упорядочению использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в коммунальной собственности, в соответствии с требованиями настоящего Указа. Иными словами, в республике действует общее положение, что здания, сооружения и нежилые помещения, находящиеся в государственной (республиканской, коммунальной) собственности, не могут передаваться в пользование по договорам безвозмездного пользования юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности, и индивидуальным предпринимателям. Отношения с названными субъектами хозяйствования в части передачи им в пользование зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, необходимо осуществлять только на основе договоров аренды, т.е. за определенную плату.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (35), май 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.