№ 6, июнь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Финансовое состояние организаций транспорта Республики Беларусь в 2005 г.

Рубрика «Статистика, аналитика»

И.И. НОВИКОВА, экономист

На основании сводных данных статистической формы 2-ф «Отчет о составе средств и источниках их образования» органами государственной статистики проводится анализ финансового состояния организаций за определенный отчетный период на всех уровнях: районном, областном и республиканском.

Кроме того, используя данные статистической отчетности формы 2-ф, организация может самостоятельно провести экспресс-анализ финансового состояния для своевременного принятия мер по стабилизации ее работы. Как показывает практика, своевременные правильные действия организации позволяют перейти от спада к развитию и запланированному темпу роста финансовых показателей.

Отчет о составе средств и источников их образования содержит всю необходимую информацию, с помощью которой можно объективно оценить финансовое состояние предприятий транспорта республики, их платежеспособность и финансовую устойчивость.

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются два показателя:

  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
  • коэффициент текущей ликвидности.

    Данные коэффициенты рассчитываются в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. № 81/128/65.

    Если коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и текущей ликвидности организации на конец отчетного периода ниже норматива, это является основанием для признания организации неплатежеспособной.

    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами является показателем финансовой устойчивости организаций. Данный коэффициент характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, и определяется как отношение разности источников собственных средств и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов.

    Наиболее показательно применение вышеуказанных коэффициентов при анализе финансовой деятельности и платежеспособности организаций транспорта.

    В целом по организациям транспорта республики наблюдается рост обеспеченности собственными оборотными средствами с 20,8 % на 1 января 2005 г. до 24,3 % на 1 января 2006 г. (табл. 1). Также необходимо отметить, что этот показатель в два раза выше аналогичного показателя по всем предприятиям республики в целом, который на 1 января 2006 г. составил 13,2 %. Обеспеченность собственными оборотными средствами выше норматива, составляющего для этой отрасли 15 %.

    Однако на предприятиях автомобильного хозяйства, авиационного транспорта, предприятиях погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ и услуг сложилась критическая ситуация. На перечисленных предприятиях наблюдается отсутствие собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности.

    В то же время в некоторых отраслях транспорта обеспеченность которых собственными оборотными средствами остается достаточно высокой. Это такие отрасли транспорта, как шоссейное хозяйство, внутренний водный транспорт, трамвайно-троллейбусный транспорт. Организации этих отраслей наиболее финансово устойчивы.

  • Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (36), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.