В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривается через формирование новой экономики обеспечить экономическую безопасность страны. Для этого необходимо создать условия, позволяющие удовлетворить потребности внутреннего рынка и занять достойное место в системе внешнего рынка.
Как показывает мировой опыт, защита экономических интересов — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому защита экономических интересов государства принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Одним из главных методов регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
Прежде всего тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот. Зачастую проводимая государством таможенно-тарифная политика определяет экономическую целесообразность внешнеэкономической деятельности в целом, а также отдельно взятой сделки.
Одним из инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенная пошлина (таможенный тариф), взимаемая государством с участников внешнеэкономической деятельности в доход государства.
Законом Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XII «О Таможенном тарифе» (в редакции Закона от 5 декабря 1997 г. № 98-З) (далее — Закон) установлен порядок формирования и применения тарифа Республики Беларусь как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров республики при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
В зависимости от метода исчисления в Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические — начисляются в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров, чаще всего за единицу веса, объема или количества;
- комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения и предполагают одновременное их использование.
Таким образом, налоговой базой для исчисления таможенной пошлины являются таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом, и/или объем товаров (иные показатели) в натуральном выражении.
Таможенная стоимость товаров, или стоимость товаров, определяемая для таможенных целей, применяется в качестве основы для обложения товаров таможенными пошлинами и налогами, исчисляемыми по адвалорной ставке (в процентах от фиксированной суммы).
Таможенная оценка импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших практических таможенных процедур, поскольку в зависимости от способа определения таможенной стоимости товара зависит размер таможенной пошлины, взимаемой по адвалорной ставке, а также иных таможенных платежей.
Требования Всемирной торговой организации (далее — ВТО), касающиеся определения таможенной стоимости импортируемых товаров, изложены в статье VII Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее — ГАТТ) и Соглашении по применению ст. VII ГАТТ. Данные документы определяют общепринятые в международной практике подходы к определению таможенной стоимости, которые каждое государство — член ВТО должно отразить в своем законодательстве.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (36), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.