№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Разграничение государственных закупок и закупок за счет собственных средств организаций

Рубрика «Тема номера»

М.В. БЕНСМАН, ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро ”Кунцевич и партнеры“»

Эффективность осуществления государственных закупок в Республике Беларусь, а также закупок, проводимых организациями государственной формы собственности и хозяйственными обществами, в числе акционеров (участников) которых присутствует государство, находится под пристальным вниманием органов государственного управления и контролирующих органов.

Основными нормативными актами, регулирующими такие закупки, являются Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (далее — Указ № 529), утвержденное данным Указом Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положение о госзакупках) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» (далее — постановление № 1633).

Исходя из указанных нормативных актов осуществление государственных закупок производится в соответствии с Положением о госзакупках. В то же время закупки государственными унитарными предприятиями, государственными объединениями и хозяйственными обществами, указанными в п. 1 постановления № 1633, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) и порядком, установленным для государственных закупок Указом № 529, с учетом особенностей, предусмотренных постановлением № 1633.

Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования в процессе применения указанных нормативных актов.

В соответствии с подп. 1.1 Указа № 529 государственными закупками признаются закупки, осуществляемые субъектами хозяйствования за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в т.ч. для государственных нужд. В соответствии с указанной нормой государственными закупками также признаются любые закупки, осуществляемые бюджетными организациями.

Таким образом, любая закупка, осуществляемая субъектом хозяйствования за счет бюджетных или приравненных к ним средств, является государственной закупкой. При этом даже в случае, если при проведении закупки бюджетные и приравненные к ним средства используются частично, пусть даже и в небольшом объеме, закупка все равно признается государственной и проводится в соответствии с Положением о госзакупках без учета норм постановления № 1633.

Как указано выше, в число средств, приравненных к бюджетным, входят средства внешних государственных займов. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. № 170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешние государственные займы — это внешние займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. Необходимо обратить внимание на случаи, когда государство выступает гарантом по внешним займам, получаемым субъектами хозяйствования. В этом случае средства, полученные по такому займу, приравниваются к бюджетным, и закупка подпадает под действие Положения о госзакупках.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (52), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.