№ 12, декабрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Порядок применения норм расхода топлива на автомобили, автотракторную технику, машины, механизмы и оборудование

Рубрика «Тема номера»

Т.С. КОЖЕВНИКОВА, директор Консалтингового УП «Профессиональные услуги»

Нормы расхода топлива предназначены для учета и контроля за фактическим расходованием топлива механическими транспортными средствами, тракторами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для определения точных норм расхода топлива на автомобили, которые рассчитываются с помощью корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от условий их эксплуатации, организациям следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения линейных норм расхода топлива на автомобили, автотракторную технику, машины, механизмы и оборудование, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16 июня 2005 г. № 28 (в редакции постановления от 17 августа 2007 г. № 47; далее — Инструкция № 28).

Согласно п. 5 Инструкции № 28 нормирование расхода топлива — это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели (модификации) механического транспортного средства. Нормирование расхода топлива производится путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также величин дополнительного расхода топлива.

Под линейной нормой понимается базовая норма расхода топлива механическим транспортным средством (кроме трактора), находящимся в технически исправном состоянии, на 100 км пробега в литрах или метрах кубических для сжатого природного газа (далее — СПГ). Норма на работу трактора, машины, механизма и оборудования — это базовый расход топлива при выполнении определенного вида работ в конкретных условиях на машино-час или на выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) одного комплекта контейнеров и т.п.).

Норма на ездку с грузом — это дополнительный расход топлива для самосвалов и самосвальных автопоездов на одну ездку, связанный с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки.

Машино-часом считается фактическое время работы трактора, машины, механизма или оборудования, измеренное в часах.

Норма расхода топлива устанавливается в следующих единицах измерения:

❑            для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе, сжиженном углеводородном газе (далее — СУГ), — в литрах на 100 км пробега;

❑            для автомобиля, работающего на СПГ, — в метрах кубических  на 100 км пробега;

❑            норма расхода топлива на трактор, машину, механизм и оборудование — в литрах на машино-час работы или в литрах на выполнение конкретной операции (заполнение (слив) одной цистерны, загрузка (разгрузка) одного бункера и тому подобное).

При отсутствии установленной линейной нормы расхода топлива (до ее утверждения) учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации  для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора). Данный срок не может превышать трех месяцев.

 

Изменение нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива (далее — нормы расхода) могут повышаться (снижаться) в случаях, установленных п. 10 и 12 Инструкции № 28. Величина такого повышения (снижения) должна быть утверждена приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При этом необходимо учитывать установленные Инструкцией № 28 пределы изменения норм расхода.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 28 повышение нормы расхода производится в следующих случаях:

1)     работы механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования при отрицательных температурах окружающего воздуха в период с 1 ноября по 31 марта в размере, установленном руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, — до 10 %. При положительной температуре окружающего воздуха в указанный период данное повышение не применяется. Температура окружающего воздуха определяется по результату собственного измерения, произведенного ответственным лицом на момент выпуска механического транспортного средства на линию, с регистрацией результата измерения в журнале.

❑            от 0 до –10 оС — до 7 %;

❑            от –10 оС и ниже — до 10 %.

В Инструкции № 28 нет действовавших ранее жестких условий определения начала применения указанного повышения. Ранее данное повышение нормы расхода можно было начинать применять только на следующий  день после того, как данная среднесуточная температура продержится в течение 5 дней подряд. При этом в расчет принималась среднесуточная температура, а измерять температуру для применения указанного повышения имел право только Гидрометеорологический центр Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (54), декабрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.