№ 12, декабрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Об использовании услуг связи

Рубрика «Управление затратами и их учет»

М.М. ШИРКО, экономист

Работа организации невозможна без использования телефонной связи. Порядок отражения в учете и при налогообложении таких услуг, как установка телефона, оплата телефонных разговоров и т.д. вызывает много вопросов у субъектов хозяйствования.

В соответствии со ст. 48 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 45-З «Об электросвязи» (далее — Закон № 45-З) услуги электросвязи оказываются операторами электросвязи на основании договора об оказании услуг электросвязи и в соответствии с настоящим Законом и Правилами оказания услуг электросвязи.

Правила оказания услуг электросвязи (далее — Правила) утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055.

Правилами устанавливаются порядок заключения и выполнения договора об оказании услуг электросвязи, а также порядок и основания для приостановления и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, формы и порядок расчетов за оказание услуг электросвязи, ответственность сторон и иные условия договора об оказании услуг электросвязи.

В соответствии с п. 3 Правил:

  • электросвязь — вид связи, представляющий собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;
  • абонент — пользователь услуг электросвязи, с которым заключен договор об оказании услуг электросвязи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
  • оператор электросвязи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;
  • оконечное абонентское устройство — техническое устройство пользователя услуг электросвязи, предназначенное для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа к услугам электросвязи. К оконечным абонентским устройствам относятся: телефонный аппарат, факсимильный аппарат, автоответчик, модем, абонентский громкоговоритель, приемник трехпрограммного вещания, радионаушники или другое устройство.

Заключение договора

Согласно п. 4 Правил услуги электросвязи оказываются на основании договора об оказании услуг электросвязи, заключаемого между оператором электросвязи, абонентом и (или) пользователем.

Договор, заключаемый с абонентом, является публичным. Договор заключается на неопределенный срок, но по желанию заявителя может быть заключен срочный договор.

Договор заключается в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту. Договор может быть заключен путем осуществления конклюдентных действий.

Договор, заключаемый путем осуществления конклюдентных действий, считается заключенным с момента осуществления абонентом и (или) пользователем вызова, а в случае если действия пользователя, направленные на заключение договора, представляют собой внесение аванса, — с момента внесения этого аванса.

Следует отметить, что оператор электросвязи обязан предоставлять абоненту и (или) пользователю информацию, необходимую для заключения и исполнения договора. Указанная информация в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонента и (или) пользователя через средства массовой информации, справочно-информационные службы, а также размещается в пунктах оказания услуг электросвязи.

При этом п. 6 Правил определено, что информация, предоставляемая оператором электросвязи абоненту и (или) пользователю при заключении договора, включает:

  • наименование оператора электросвязи, перечень его филиалов, места их нахождения и режим работы. Если в качестве оператора выступает индивидуальный предприниматель, то он должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
  • реквизиты выданного оператору электросвязи специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области связи;
  • перечень услуг электросвязи, условия и порядок их оказания;
  • контрольные сроки устранения повреждений оконечных абонентских устройств и сетей электросвязи;
  • тарифы на оказываемые услуги;
  • порядок, формы и сроки оплаты услуг электросвязи;
  • порядок рассмотрения обращений абонента или пользователя;
  • номера телефонов справочно-информационных служб и бюро ремонта.

Оператор электросвязи обязан по требованию абонента и (или) пользователя предоставить ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг электросвязи.

Услуги электросвязи оказываются с обеспечением для всех пользователей одинаковых условий обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 12 Правил тарифы на услуги электросвязи устанавливаются оператором электросвязи самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь № 45-З и иными законодательными актами.

На физическое или юридическое лицо открывается абонемент на право пользования абонентским номером (далее — абонемент). Лицо, на которое открыт абонемент, является абонентом местной телефонной сети и несет ответственность за правильное пользование оконечным абонентским устройством, которое в обязательном порядке регистрируется оператором электросвязи (за исключением телефонного аппарата).

Для заключения договора и открытия абонемента совершеннолетние физические лица, а также юридические лица подают оператору электросвязи письменное заявление, форма которого устанавливается оператором электросвязи.

Представитель юридического лица при подаче указанного заявления предъявляет документ, подтверждающий его полномочия и документ, удостоверяющий его личность.

При подаче заявления заявителю выдается извещение согласно установленной оператором электросвязи форме о принятии его заявления на учет.

Согласно п. 21 Правил оператор электросвязи в срок, не превышающий одного месяца со дня регистрации им заявления об открытии абонемента, сообщает в письменной форме заявителю о предполагаемом сроке заключения договора, а при отсутствии технической возможности предоставления доступа к местной телефонной сети — о порядковом номере его заявления, зарегистрированного на учете.

При наличии технической возможности заявления на открытие абонемента удовлетворяются в следующей очередности: организации здравоохранения; организации дошкольного, общего базового и общего среднего образования; организации торговли и социально-культурного обслуживания населения; другие организации в порядке обращения; отдельные граждане — в соответствии с п. 33 Правил; физические лица — в порядке очередности в зоне обслуживания соответствующей АТС.

При открытии абонемента между оператором электросвязи и абонентом заключается договор. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается абоненту, другой — хранится у оператора электросвязи. Реквизиты договора приведены в п. 27 Правил.

В соответствии с п. 29 Правил при открытии абонемента на право пользования абонентским номером и заключении договора юридические лица предоставляют оператору электросвязи копию свидетельства о государственной регистрации и копию документа, подтверждающего право владения, пользования помещением, в котором устанавливается оконечное абонентское устройство, копии учредительных документов, а также иные документы, необходимые оператору электросвязи для надлежащего исполнения своих обязательств.

Для подтверждения предоставленных копий документов оператору электросвязи заявителем предъявляются их оригиналы.

Установка телефона

Пунктом 34 Правил определено, что решение о выделении абонентских номеров для установки оконечных абонентских устройств, подключаемых к абонентским линиям, принимается оператором электросвязи.

Работы по установке абонентских розеток для подключения оконечных абонентских устройств выполняются работниками оператора электросвязи по оформленным нарядам не позднее 10 дней после оплаты абонентом стоимости этих работ или в сроки, согласованные с абонентом.

Абонентские розетки приобретаются абонентами за свой счет.

В соответствии с подп. 2.2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь от 26 января 1998 г., Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30 января 1998 г., Министерством финансов Республики Беларусь от 30 января 1998 г., Министерством труда Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 19-12/397/01-21/8/03-02-07/300 (далее — Основные положения по составу затрат), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются расходы на оплату услуг связи, включая расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, Интернет, электронной почты и другие подобные услуги, оплата услуг вычислительных центров, банков, связанных с обслуживанием организации.

Также, согласно подп. 4-2.9 ст. 3 Закона от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 1330-XII), к прочим затратам, учитываемым при налогообложении, относятся оплата услуг связи, включая расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, Интернет, электронной почты и другие подобные услуги.

Услуги, оказываемые оператором связи по подключению телефона, относятся к услугам связи, а следовательно, должны включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), а также в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Следует отметить, что расходы по подключению телефона не могут быть учтены ни в составе нематериальных активов, ни в составе иного имущества.

Так, п. 2 Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001 г. № 118 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение № 118), определено, что нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признаются активы: идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в т.ч. аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы; используемые в деятельности организации; способные приносить организации будущие экономические выгоды; срок полезного использования которых превышает 12 месяцев; стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (54), декабрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.