№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Выбор продукта для автоматизации управленческого учета и его внедрение

Рубрика «Информационные технологии»

А.П. СИНКЕВИЧ, консалтинговая компания «Sinkevich Technologies»

На современном рынке представлено множество программ, позволяющих вести управленческий учет. Они сильно отличаются по цене, масштабируемости, функционалу и т.д. Некоторые системы, применяемые на белорусских предприятиях, перечислены в таблице.

Таблица

Зарубежные системы

Системы производства СНГ

Accpac (Канада)

Axapta (США)

Hansa Solutions (Швеция)

MYOB (Австралия)

QuickBooks (США)

Решения на Access

Решения на FileMaker

Решения на системах управления базами данных (SQL, Oracle, SAP и т.д.)

1С:8.0 УПП (управление производственным предприятием) (Россия)

БЭСТ (Россия)

Галактика (Беларусь)

Гедымін (Беларусь)

Инталев (на базе 1С:7.7) (Россия)

ИТАН (на базе 1С:7.7 и 8.0) (Россия)

РАРУС GAAP (на базе 1С:7.7) (Россия)

Экономист (на базе 1С:7.7) (Беларусь)

Любой желающий без труда может получить подробную информацию об этих и иных системах, воспользовавшись интернетом.

Для ведения учета в единой базе данных, как правило, предлагаются сложные и дорогие корпоративные системы, поддерживающие технологии MRP/ERP, CRM/HRM и т.д. Зарубежные системы значительно дороже белорусских и российских разработок. Но при покупке программ (особенно дорогостоящих интегрированных систем) следует руководствоваться не только и не столько ценой, сколько функциональностью, надежностью, адаптированностью и наличием поддержки.

Трансформация проводок между несколькими планами счетов поддерживается и в относительно небольших бухгалтерских программах, таких как БЭСТ, некоторые конфигурации 1С:Предприятие (например, производства российских фирм «Рарус» и «Пиби»). Их стоимость с внедрением колеблется от одной до нескольких тысяч долларов.

И, наконец, для схемы с использованием нескольких программ возможно применение любых учетных комплексов, начиная с Excel и заканчивая отдельными модулями крупных корпоративных систем. В качестве программы непосредственно для управленческого учета можно использовать небольшие зарубежные комплексы (например, MYOB Accounting, BS/1, Sage) либо специально настроенные 1С:Предприятие, Инфо-Бухгалтер или даже Access.

Как выбрать программу

Чтобы правильно выбрать программу, необходимо определить для себя цепочку действий и критерии выбора.

Первым делом сформируйте рабочую группу, ответственную за процесс отбора, покупки и внедрения программы. Включите в нее представителей всех заинтересованных отделов.

Следует подробно рассмотреть уже имеющуюся информационную структуру. Зафиксируйте все, что мешает текущим и будущим бизнес-процессам. Желательно нарисовать модель «проблемных» бизнес-процессов. После этого вы сможете принять решение: модернизировать эту систему (доработав или докупив некоторые компоненты) или установить новый программный комплекс.

Ответьте на следующие вопросы.

  • Кто будет использовать систему, и как организовать процесс обучения пользователей?
  • Будет ли новая система интегрирована с вашими нынешними программами?
  • С какого момента и в течение какого периода вы планируете использовать новую систему?
  • Каков бюджет на покупку программы, обучение сотрудников, внедрение и сопровождение?

После этого можно сформулировать требования к будущей программе, в т.ч.:

  • список обязательных и желательных возможностей системы, полный список операций, которые должны быть автоматизированы, перечень и образцы входных и выходных форм отчетности;
  • производительность и масштабируемость системы;
  • необходимые критерии гибкости при настройке системы.

Имея на руках перечисленную информацию, можно приступать к изучению рынка, составить список существующих учетных программ, которые предлагаются предприятиям, похожим на ваше. На этом этапе возможно руководствоваться различными источниками информации: публикациями в печати, аналитическими обзорами, рекомендациями коллег, рекламными материалами компаний-разработчиков. На основе полученной информации постройте рейтинг программных продуктов по совокупности параметров:

  • соответствие вашим требованиям;
  • стоимость решения;
  • история разработчика на рынке, стабильность его положения;
  • удобство администрирования и поддержки.

Определите границы своих требований и сократите список до двух-четырех компаний-поставщиков. Попросите их провести презентацию своего продукта в офисе вашей компании перед рабочей группой.

 Рекомендуем посмотреть программу в действии — на реальных предприятиях.

Заключение контракта

Убедитесь, что в предлагаемом контракте определена ответственность поставщика за соблюдение сроков выполнения работ. Стандартный контракт поставщика дополните вашими условиями, поторгуйтесь, постарайтесь добиться наиболее выгодных для вас условий оплаты.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (47), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.