№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Контроль качества продукции (товаров)

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

Т.П. МАКСИМЧУК, экономист

Большое значение при выпуске продукции (товаров) имеет их качество, предлагаемое потребителю. Так, повышение качества продукции важно не только для предприятия-изготовителя, но и для потребителей и национальной экономики в целом. От того, насколько выпускаемая продукция будет удовлетворять запросам определенной категории потребителей, зависит ее успешная реализация на рынке, а это — увеличение объемов реализации, повышение рентабельности и соответственно рост престижа и процветание предприятия. В подтверждение этого можно процитировать профессора Токийского технологического института Исикава Каору: «Заниматься управлением качеством — значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям».

Что такое качество?

Спрос потребителя на качественный товар вполне закономерен. Поэтому первостепенная задача производителя заключается в удовлетворении потребительского спроса на качественный товар и насыщении им рынка.

Качество продукции, несомненно, тесно связано с потребительской стоимостью, и их экономическая суть проявляется в условиях, когда предлагаемые на рынке товары отличаются по уровню качества.

Уровень качества продукции зависит от внедрения достижений научно-технического прогресса и повышается в зависимости от интересов производителя, поскольку качественная продукция является наиболее конкурентоспособной, правда, при условии, что повышение цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателю.

Как экономическая категория качество — это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительскую стоимость продукции. Существует также ряд определений понятия качества, данных известными специалистами, фирмами, международными организациями.

Например, Международная организация по стандартизации дает следующее определение: «Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Качество — конкретно-историческая категория, т.е. система показателей, разная для различных видов товаров. Сама система не является раз и навсегда данной, а значение критериев может изменяться. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, при рассмотрении в определенных условиях ее создания, эксплуатации или потребления является показателем качества продукции.

Показатели качества можно объединить по следующим признакам:

  • надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Она в зависимости от назначения и условий его применения включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость;
  • технологичность — включает в себя удельную трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания;
  • транспортабельность — приспособленность продукции к транспортировке;
  • эргономичность — характеризует удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек — изделие — среда использования»;
  • экологичность — определяет уровень воздействия на окружающую среду;
  • патентно-правовые — свидетельствующие о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке;
  • а также назначения; безопасности; унификации; эстетические и экономические.

Такие показатели качества, как экологичность и безопасность, подлежат обязательной сертификации.

Продукция может иметь множество отличительных свойств, которые следует учитывать и различать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении.

Свойство продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. К примеру, термин «эксплуатация» применяется к продукции, которая в процессе использования по назначению расходует свой ресурс (машины, оборудование), а термин «потребление» — к продукции, которая при ее использовании расходуется сама (продукты питания).

Свойства могут быть простыми (масса, емкость, скорость и т.д.) и сложными (надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность оборудования и прочее).

Контроль качества продукции (товаров)

Гарантами выпуска высококачественной продукции являются ее стандартизация и сертификация.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее — Закон) стандартизация — это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

  • защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
  • повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • единства измерений;
  • национальной безопасности;
  • устранения технических барьеров в торговле;
  • рационального использования ресурсов.

Государственное регулирование и управление в данной области осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 11 Закона для разработки государственных стандартов, технических кодексов в качестве рабочих органов могут создаваться технические комитеты по стандартизации. Состав таких комитетов формируется на принципах представительства и добровольности участия заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации, в числе которых могут выступать Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов; субъекты хозяйствования Республики Беларусь; иностранные юридические лица, иностранные граждане; лица без гражданства.

При этом техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

  • обязательности применения технических регламентов;
  • доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
  • приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
  • использования современных достижений науки и техники;
  • обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранных, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
  • добровольного применения государственных стандартов.

В области технического нормирования и стандартизации неотъемлемую часть занимает сертификация — форма подтверждения соответствия (т.е. вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), осуществляемые аккредитованным органом по сертификации или аккредитованной испытательной лабораторией (центром), которым предоставлено право на выполнение работ по подтверждению соответствия или проведение испытаний продукции.

Отношения, возникающие при оценке соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в данной области, регламентированы Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Объектами оценки соответствия являются:

  • продукция;
  • процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
  • оказание услуг;
  • система управления качеством;
  • система управления окружающей средой;
  • компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;
  • профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;
  • иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

Сертификация — это система мер и действий, направленная на подтверждение соответствия фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране — импортере продукции.

Сертификация осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку и правилам проведения сертификации, утвержденными Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 298-З «О ратификации Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства — участники соглашения о Таможенном союзе».

Для того чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать определенным требованиям.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (47), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.