№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Как правильно произвести расчет прибыли, подлежащей перечислению в бюджет

Рубрика «Станичка аудиторской компании»

В.Г. ПАСЕВИЧ, ведущий аудитор СООО «Правильная компания»

При расчете прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, в первую очередь необходимо определиться с составом плательщиков.

 Ими являются:

  1. Государственные унитарные предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий либо занимающие доминирующее положение на товарных рынках.
  2. Другие государственные унитарные предприятия и организации, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в республиканской и коммунальной собственности.

Рассмотрим каждую из указанных категорий более подробно.

Государственные унитарные предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий либо занимающие доминирующее положение на товарных рынках

Методика распределения прибыли приведена в Инструкции о порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения у государственных унитарных предприятий, являющихся субъектами естественных монополий либо занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 5 мая 2005 г. № 84/58 (далее — Инструкция № 84/58). Информация об этом содержится также в письме Министерства финансов Республики Беларусь от 15 ноября 2005 г. № 15-9/585 «Разъяснение о порядке отражения в бухгалтерском учете расходов организаций на потребление».

Выделим основные моменты, которые следует принять во внимание при составлении расчета.

  1. Сведения о прибыли для расчета формируются не по данным налогового учета, а по данным бухгалтерского учета на основе показателей отчета о прибылях и убытках (форма 2), аналитическим данным к счетам бухгалтерского учета. Сведения о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
  2. В составе внереализационных расходов выделяются те расходы, которые не включаются в расходы по видам деятельности, а относятся к расходам на потребление:
  • денежные выплаты персоналу (включая оплату труда и материальное поощрение);
  • расходы, связанные с содержанием обслуживающих производств и хозяйств;
  • расходы социального характера, не связанные с созданием нового имущества;
  • благотворительная помощь в соответствии с законодательством (безвозмездное перечисление денежных средств, передача материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг юридическим и физическим лицам, в т.ч. работникам государственных организаций).

Согласно п. 4 Инструкции № 84/58 общая сумма перечисленных расходов прибыльных государственных организаций не может превышать 40 % прибыли. Эта прибыль рассчитывается как сумма нераспределенной прибыли (Дебет счета 99, Кредит счета 84), уменьшенной на величину отчислений от прибыли государственных организаций (Дебет счета 84, Кредит счета 75), увеличенной на сумму внереализационных расходов на потребление (Дебет соответствующих субсчетов счета 92). В связи с этим считаем, что и в расчет из перечисленных расходов не могут быть включены суммы, превышающие данный норматив. Расходы, которые учитываются по дебету счета 91, включаются в расчет без ограничений.

3.     Необходимо определить суммы санкций и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров, т.к. строка 4.4 расчета в подсчет не включается, а из строки 4.3 расчета они исключаются.

4.     В законодательстве иногда встречаются указания, что те или иные расходы осуществляются за счет источников собственных средств. Например, подп. 1.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» установлено следующее:

Выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты свыше 30 процентов заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Обращаем внимание, что в указанном Декрете не оговорено, что такая норма применима только для целей налогового учета.

Вместе с тем в подп. 2.7.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями) указано следующее:

В состав расходов на оплату труда в соответствии с действующим законодательством включаются (подп. 2.7.1.3) выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты в размерах, предусмотренных действующим законодательством, за экономию сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов, за разработку и реализацию мер по охране труда, надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и т.д. 

При этом данным документом сфера действия этого законодательства не определена (для бухгалтерского или налогового учета).

В то же время общеизвестно, что прибыль, остающаяся в распоряжении организации, — это нераспределенная прибыль, учитываемая по кредиту счета 84.

Уточнив перечисленные моменты, приступаем к составлению расчета (см. табл. 1), изложив его в форме таблицы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (47), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.