№ 8, август 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Комментарий к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 28 мая 2007 г. № 103

Рубрика «Юридическая консультация»

О.А. ТЕМНИЦКАЯ, юрист

Обращаем внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» (далее — постановление № 1633) были предусмотрены особенности осуществления закупок определенными юридическими лицами за счет собственных средств.

В части 1 п. 1 постановления № 1633 были определены юридические лица, которые осуществляют закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и порядком, установленным для государственных закупок Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» с учетом особенностей, предусмотренных постановлением № 1633. В их число входят:

  • государственные унитарные предприятия;
  • государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями;
  • хозяйственные общества, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами.

Правоприменительная практика показала необходимость разъяснения того, какие именно хозяйственные общества имеются в виду.

         Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 мая 2007 г. № 103 «О разъяснении вопросов осуществления закупок товаров (работ, услуг) в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633» (далее — постановление № 103) было разъяснено, что под хозяйственными обществами, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами, понимаются:

  1. хозяйственные общества, в которых введено особое право («золотая акция») государства на участие в их управлении;
  2. хозяйственные общества, акции которых в объеме более 50 % уставного фонда принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальным единицам Республики Беларусь на праве собственности и (или) государственным юридическим лицам (республиканским и коммунальным унитарным предприятиям, в том числе казенным предприятиям, государственным объединениям и государственным учреждениям) на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;
  3. иные юридические лица, имущество которых находится в государственной собственности, за исключением бюджетных организаций.

Подпунктом 2.4 постановления № 1633 установлено, что к особенностям закупок за счет собственных средств, применяемых государственными унитарными предприятиями, государственными объединениями, являющимися коммерческими организациями, а также хозяйственными обществами, относится формирование и утверждение годовых планов закупок за счет собственных средств по усмотрению заказчика и без размещения их в средствах массовой информации.

Подпунктом 1.3 постановления № 103 конкретизировано, что целесообразность формирования и утверждения годовых планов закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств организациями, на которых распространяются требования постановления № 1633, относится к компетенции их руководителей. В случае принятия такого решения руководителю заказчика следует определить порядок и сроки формирования и утверждения годового плана закупок, а также необходимость его корректировки в течение года.

Подпунктом 1.4 постановления № 103 разъясняется, что выбор вида процедуры закупки должен осуществляться на основании требований п. 5 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (далее — Положение), и:

  • ориентировочной стоимости предмета закупки с учетом годовой потребности, предусмотренной годовым планом закупок, в товарах (работах, услугах), которые составляют предмет закупки, — в случае наличия годового плана закупок;
  • ориентировочной стоимости предмета конкретной закупки — в случае отсутствия годового плана закупок.

Независимо от наличия (отсутствия) годового плана закупок при возникновении новой потребности в закупках однородных товаров (работ, услуг) в том случае, если ранее уже проводились процедуры по таким закупкам, проводятся процедуры закупок, выбор вида которых осуществляется на основании п. 5 Положения и ориентировочной стоимости предмета такой закупки.

Справочно

При ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) применяются:

от 30 до 1000 базовых величин — процедура оформления конкурентного листа;

от 1000 до 8000 базовых величин — процедура запроса ценовых предложений;

от 8000 базовых величин и более — конкурсы;

от 30 базовых величин и более — процедура закупки из одного источника. 

В соответствии с подп. 1.5 постановления № 103 предметом одной процедуры закупок могут быть как исключительно однородный товар (работа, услуга), так и группа неоднородных товаров (работ, услуг).

В случае если предметом закупки является группа неоднородных товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость предмета такой закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости всей группы таких неоднородных товаров (работ, услуг).

Независимо от выбранного вида процедуры закупки и ее предмета может использоваться частичная (лотовая) поставка, т.е. разделение на отдельные части (лоты) общего объема предмета закупки. Решение о частичной (лотовой) поставке принимается заказчиком до начала процедуры закупки и доводится до сведения ее участников. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) в таком случае следует осуществлять по каждой из частей (лотов) и заключать столько договоров, сколько будет выбрано поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом использование частичной (лотовой) поставки не изменяет вид процедуры закупки группы неоднородных товаров (работ, услуг), которые определены исходя из ориентировочной стоимости всей указанной группы неоднородных товаров (работ, услуг).

Подпунктом 1.6 постановления № 103 разъясняется, что если заказчиком одновременно закупаются товары для производства, собственного потребления, оптовой и (или) розничной торговли (кроме централизованного осуществления закупок, осуществляемых уполномоченными организациями), и удельный вес стоимости товаров для оптовой и (или) розничной торговли превышает удельный вес стоимости товаров для других целей, то закупки указанных товаров проводятся без применения положений постановления № 1633 в соответствии с абз. 2 п. 5 постановления № 1633.

Подпунктом 1.7 постановления № 103 разъясняется, что действия, предусмотренные требованиями абз. 1 п. 13, ч. 3 п. 28, п. 56, 61, 119, 120, ч. 2 п. 160 Положения, могут осуществляться структурным подразделением юридического лица, в т.ч. филиалом, представительством, иным территориально обособленным подразделением на основании приказа руководителя этого заказчика и доверенности.

При этом состав комиссии (конкурсной, ценовой) утверждает руководитель (уполномоченный им заместитель руководителя) заказчика.

Руководителю юридического лица — заказчика следует исходить из необходимости обеспечения эффективности и рациональности осуществления закупок товаров (работ, услуг) в целом по юридическому лицу, а также необходимости осуществления контроля за закупочной деятельностью структурных подразделений заказчика.

В случае формирования плана с разбивкой по структурным подразделениям заказчика ориентировочная стоимость закупок для выбора вида процедуры закупки, осуществляемой структурным подразделением заказчика, определяется отдельно от ориентировочной стоимости закупок, определяемых по юридическому лицу в целом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (50), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.