№ 8, август 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Формирование тарифов на риэлтерские услуги

Рубрика «Ценообразование»

Т.С. КОЖЕВНИКОВА, директор Консалтингового УП «Профессиональные услуги»

В настоящее время организация риэлтерской деятельности регламентирована как со стороны организационного процесса, так и в части формирования тарифов на данный вид услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 15) установлено, что регулирование, управление и контроль в сфере риэлтерской деятельности осуществляет Министерство юстиции.

Согласно Указу № 15 к риэлтерской деятельности относится посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в т.ч. долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в т.ч.:

  • консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости;
  • представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости;
  • подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости;
  • организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
  • помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Указом № 15 также утверждены Правила осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, согласно которым у риэлтерской организации должен быть документ, устанавливающий тарифы на оказываемые услуги, определяемые в соответствии с законодательством. Кроме того, риэлтерские услуги должны соответствовать требованиям стандарта СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования», где определены требования к данной категории услуг и их содержание, требования к исполнителям, требования к договору о предоставлении риэлтерских услуг.

В целях упорядочения риэлтерской деятельности постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 1 сентября 2006 г. № 50/31 (с изменениями и дополнениями) утвержден Перечень работ, осуществляемых риэлтерской организацией при оказании услуг (далее — Перечень).

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 188 по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь и Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь утверждена Инструкция о порядке формирования тарифов на риэлтерские услуги (далее — Инструкция).

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» предметом законодательства о ценообразовании являются цены (тарифы) на товары (работы, услуги). Законом дано определение цены (тарифа) — это денежная оценка стоимости единицы товара (работы, услуги). Таким образом, тарифы на риэлтерские услуги входят в сферу ценового регулирования и согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 285) должны быть экономически обоснованы, т.е. должна быть составлена плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат. Инструкция призвана помочь риэлтерским организациям выполнить требования данных законодательных актов в части формирования тарифов, составления их экономического обоснования.

В настоящее время риэлтерские организации должны привести применяемые тарифы в соответствие с Инструкцией и Перечнем.

Инструкция предоставляет право риэлтерским организациям определять плату за оказание риэлтерских услуг исходя из тарифов на каждое наименование услуг либо на основе стоимости нормо-часа на выполнение услуг и времени на их оказание, согласованного с потребителем. В Инструкции приведены примерные схемы расчета тарифа на риэлтерские услуги и стоимости нормо-часа.

При формировании тарифа и стоимости нормо-часа составляется плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми при формировании цен и тарифов на все виды товаров (работ, услуг), плановые калькуляции составляются исходя из принятой в организации учетной политики, в которой наряду с вопросами ведения бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения риэлтерские организации имеют право закрепить отдельные моменты формирования цен и тарифов согласно законодательству по ценообразованию.

При этом риэлтерские организации включают затраты в себестоимость в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополненияи), и Методическими рекомендациями по вопросам планирования и калькулирования себестоимости риэлтерских услуг, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 210/77.

Затраты включаются в себестоимость с учетом утвержденных норм и нормативов.

Все статьи калькуляции должны иметь расшифровки, подтверждающие их обоснование. Например, размер фонда оплаты труда должен подтверждаться штатным расписанием.

Размер прибыли при формировании тарифов на услуги определяется риэлтерской организацией самостоятельно.

Пример расчета тарифа на риэлтерские услуги приведен в приложении 1.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (50), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.