№ 9, сентябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Правовые аспекты торговли посредством интернет-магазинов

Рубрика «Тема номера»

В.К. Кадун, юрист

Электронная торговля в Республике Беларусь

Законодательство Республики Беларусь предусматривает такую форму осуществления торговли, как электронная торговля.

Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З «О торговле» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон о торговле) электронной торговлей является оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей. При ее осуществлении заключается договор купли-продажи путем оформления электронного документа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 357-З «Об электронном документе» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон об электронном документе).

Таким образом, не всякое использование сети Интернет в деятельности субъекта хозяйствования квалифицирует торговые отношения как электронную торговлю. Она будет иметь место только в том случае, если покупатель и продавец при заключении сделки оформили электронный документ.

В соответствии с Законом об электронном документе электронным документом является информация, зафиксированная на машинном носителе, создаваемая, обрабатываемая, передаваемая и хранимая с помощью программных и технических средств, имеющая определенную структуру, в т.ч. одну или несколько электронных цифровых подписей, представленная в форме, понятной для восприятия человеком.

Электронная цифровая подпись — набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа.

Средства электронной цифровой подписи — программные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

В соответствии с разъяснениями Министерства торговли Республики Беларусь торговля с использованием интернет-магазинов в случае, когда не оформляется электронный документ, рассматривается как торговля по образцам. Согласно ст. 11 Закона о торговле торговлей по образцам признается оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках. Данная форма торговли имеет специальное правовое регулирование, закрепленное в Правилах продажи товаров по образцам, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 83 (далее — Правила продажи товаров по образцам).

Продавец, осуществляющий торговлю по образцам, должен учитывать следующее.

При продаже товаров по образцам продавец обязан обеспечить по согласованию с покупателем услуги по доставке товаров, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Продавец может также предоставлять другие услуги при продаже товаров по образцам (по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров).

Продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о наименовании и принадлежности своего предприятия, режиме его работы, реализуемых товарах, их изготовителях, ценах на товары и оказываемые услуги, порядке и условиях оплаты товаров (предварительная оплата, оплата после доставки и передачи товаров покупателю и другие условия), способах, сроках и условиях доставки и передачи товара покупателю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом, и другую информацию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями).

Информация о продавце, товарах и их изготовителях, условиях продажи товаров по образцам и оказания услуг предоставляется покупателю при демонстрации образцов товаров, в их описаниях в месте продажи товаров либо в описании, рекламе товаров с предложением их продажи.

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, установленные договором. Доставка товара транспортом в пределах населенного пункта, где он продан, должна быть осуществлена в сроки, определяемые соглашением сторон, но не позднее трех календарных дней с момента оформления и оплаты покупки.

Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу убытков, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора. С целью реализации возможности возмещения убытков, понесенных при отказе от покупки, в договоре необходимо определить состав и порядок определения компенсируемых расходов. В противном случае момент их возмещения может затянуться на неопределенное время или стороны могут не достичь соглашения по рассматриваемым претензиям.

Покупатель, приобретающий товары у продавца, осуществляющего продажу товаров по образцам, пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством о защите прав потребителей.

Лицензирование

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» регламентируется механизм розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет и устанавливается, что под Интернет-магазином понимается сайт субъекта торговли (юридического лица и индивидуального предпринимателя), содержащий соответствующую требованиям законодательства информацию (сведения) о субъекте торговли и товарах, размещенный на сервере на территории Республики Беларусь, доменное имя которого зарегистрировано в установленном порядке в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет.

При этом регистрация доменного имени сайта подтверждается документом, выдаваемым в установленном порядке Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь.

Согласно ст. 9 Закона о торговле торговля товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, относится к розничной торговле. Эта деятельность в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 (с изменениями и дополнениями), является лицензируемой. Порядок выдачи лицензии, а также лицензионные требования и условия, которым должен соответствовать соискатель лицензии, установлены Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 1221 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение о лицензировании розничной торговли).

В соответствии с п. 8 Положения о лицензировании розничной торговли лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при ее выдаче, являются:

  • соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
  • осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
  • соблюдение ассортиментного перечня товаров торгового объекта, ассортиментного перечня продукции собственного производства торгового объекта общественного питания, установленных местными исполнительными и распорядительными органами;
  • обеспечение лабораторного контроля качества продукции собственного производства торговых объектов общественного питания.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (51), сентябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.