№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Преимущества применения договора комиссии организациями розничной торговли, перешедшими на упрощенную систему налогообложения

Рубрика «Налогообложение»

А.В. ДЕМКО, экономист

С 1 июля 2007 г. многие субъекты хозяйствования получили возможность перейти на упрощенную систему налогообложения с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 119). Однако при осуществлении розничной торговли применение упрощенной системы налогообложения выгодно не всегда.

Одним из вариантов оптимизации налогообложения является применение договора комиссии.

В соответствии со ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Важной особенностью заключения договора комиссии является то, что в соответствии со ст. 886 ГК вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии.

В случае объявления комитента экономически несостоятельным (банкротом) указанное право комиссионера прекращается, а его требования к комитенту в пределах стоимости вещей, которые он удерживал, удовлетворяются в соответствии со ст. 340 ГК наравне с требованиями, обеспеченными залогом.

Ценообразование на товары, переданные на комиссию, в данном случае осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение). Оно имеет некоторые отличия от порядка формирования цен на товары, передаваемые на реализацию розничным торговым предприятиям посредством договоров купли-продажи (поставки).

В случае реализации товаров на основании последовательно заключаемых договоров купли-продажи (поставки) и розничной купли-продажи первоначально цена формируется производителем (продавцом, поставщиком) применительно к договору купли-продажи (поставки). Впоследствии цена формируется розничным торговым предприятием применительно к договору розничной купли-продажи.

Согласно подп. 2.5 Положения отпускные цены рассчитываются предприятиями-изготовителями и утверждаются руководителем организации. Поставка на территории республики товаров всем покупателям независимо от форм собственности осуществляется по утвержденным предприятиями-изготовителями отпускным ценам.

Субъекты хозяйствования при реализации произведенной продукции имеют право предоставлять покупателю скидки со сформированной отпускной цены исходя из условий договора. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок применения скидок, где предусматриваются конкретные размеры скидок и условия их предоставления. Обязательным условием является предоставление скидки на производимые товары в зависимости от минимальных норм оптовой отгрузки, устанавливаемых при необходимости республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией. До установления указанными государственными органами и организациями данных норм субъекты хозяйствования могут определять их самостоятельно.

При последующей реализации продукции (товаров) оптовая или торговая надбавка взимается к отпускной цене, уменьшенной на размер предоставляемой скидки.

Предприятия-изготовители имеют право определять применение единых отпускных цен, установленных в соответствии с Положением, всеми организациями оптовой торговли при поставке товаров в розничную торговую сеть с предоставлением в их пользу оптовой скидки. При последующей реализации товаров, поставляемых на этих условиях, субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, взимают торговые надбавки к отпускным ценам, утвержденным предприятиями-изготовителями.

Розничные цены на товары (продукцию, реализуемую населению) формируются субъектом хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю, исходя из:

  • отпускной цены;
  • оплаченной оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков);
  • торговой надбавки, определяемой субъектом хозяйствования, исходя из конъюнктуры рынка, взимаемой к отпускной цене или цене импортера (если не установлено ограничение по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих посредников), но не выше 30 %, с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников, за исключением товаров, указанных в ч. 2 подп. 3.1 Положения.

Субъекты хозяйствования — импортеры, осуществляющие розничную торговлю, формируют розничные цены на импортированный ими товар исходя из затрат на его приобретение и конъюнктуры рынка.

Торговые надбавки к отпускным ценам применяются на социально значимые товары — в пределах, устанавливаемых областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством; на социально значимые товары и иные отдельные группы товаров — в пределах, устанавливаемых Министерством экономики в соответствии с законодательством; на группы товаров, указанные в приложении 6 к Положению, — с учетом конъюнктуры рынка.

В случае реализации товаров на основании договора комиссии формирование цены происходит однократно производителем (комитентом).

В соответствии с подп. 2.5 Положения продажа комиссионерами товаров, переданных им предприятиями-изготовителями как комитентами, осуществляется по утвержденным данными предприятиями-изготовителями ценам без права взимания оптовой или торговой надбавки. Необходимо обратить внимание, что в этом случае речь идет не об отпускных, а о специально сформированных ценах.

Рассмотрим некоторые варианты осуществления розничной торговли с применением упрощенной системы налогообложения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.