№ 10, октябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

О новом порядке проведения и контроля внешнеторговых операций

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

В.В. ШУЛЕКОВСКИЙ, экономист

Среди законодательных актов, регулирующих проведение внешнеэкономических сделок, одно из ведущих мест занимал Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 года № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 7).

Он был основным документом, определяющим порядок проведения внешнеторговых операций.

Обстановка в экономике государства в период создания Указа № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» значительно отличалась от той, которую мы можем наблюдать сейчас.

В период становления экономики и финансовой системы страны, а также формирования профессионального финансово-экономического менеджмента ограничения являлись основным инструментом валютной политики государства, хотя и не всегда эффективным. С высоты достигнутого в настоящее время порой трудно оценить значение мер, принимаемых правительством и Национальным банком по упорядочению валютной системы. И все же те ограничения, которые имели место в прошедшие периоды времени, оправданы, особенно если учесть большое количество правонарушений, связанных с выдачей необеспеченных кредитов, необоснованными переводами валютных средств за рубеж, махинациями и хищениями.

Однако для достижения эффективной деятельности экономики главный упор должен делаться на экономические, а не административные стимулы. Для этого необходимо создавать благоприятные условия, чтобы юридическому или физическому лицу было выгоднее играть по правилам, чем изобретать способы обхода действующих запретов и ограничений.

Поэтому и настало время появления принципиально нового документа, регулирующего порядок проведения и контроля внешнеторговых сделок, наиболее адаптированного к современным условиям, в связи с чем и появился новый законодательный акт — Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178).

Новый акт законодательства включает в себя как уже знакомые, так и новые термины и понятия.

Так, под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, помимо товаров, работ и услуг появились новые объекты гражданских прав.

Внешнеторговая операция представлена теперь как каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации (в случаях, когда таможенное оформление не производится, — по отдельному товаросопроводительному документу), каждый этап передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ (оказания услуг), оформленные отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) либо иным документом, предусмотренным законодательством, подтверждающим факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции, а также каждый проведенный (полученный) по этим операциям платеж.

Это же касается и даты выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), под которой понимается дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иного документа, предусмотренного законодательством, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговому договору. Что представляет собой иной документ, подтверждающий факт исполнения обязательства по внешнеторговому договору, должно быть предусмотрено в отдельном нормативном правовом акте, определяющем порядок контроля внешнеторговых операций. В числе таких документов, скорее всего, будут различные чеки, квитанции, инвойсы и т.п. Датой выполнения работ является:

при осуществлении международных перевозок — дата получения груза грузополучателем (последующим перевозчиком), отмеченная им в товаросопроводительных документах;

при оказании услуг по переработке сырья заказчика — дата отгрузки (поступления) готовой продукции, произведенной из этого сырья.

Несколько изменились понятия экспорта и импорта. В контексте нового Указа № 178 это соответственно передача либо получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе нерезиденту либо от нерезидента.

Из этого следует, что даже если внешнеторговая сделка не сопровождается перемещением товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг через границу государства, то она все равно подпадает под понятие «экспорт» либо «импорт», несмотря на то, что в иных законодательных актах Республики Беларусь экспорт и импорт четко связаны с перемещением через границу.

Для полного понимания норм и требований Указа № 178 в понятийном аппарате приведены термины общего характера, например, «резиденты» и «нерезиденты».

Нерезиденты:

физические лица — иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

международные организации, их филиалы и представительства;

филиалы и представительства нерезидентов, указанных в абз. 10 и 11 подп. 1.1 Указа № 178, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (64), октябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.