Задача управленческого учета на предприятии состоит в заблаговременной подготовке и предоставлении информации для управления предприятием. В процессе планирования эта информация превращается в конкретные цели для каждого структурного подразделения предприятия. Одним из способов осуществления планирования на предприятии является система бюджетирования, которая позволяет ориентировать деятельность предприятия на цели, имеющие стоимостное выражение.
Процесс бюджетирования на предприятии должен включать в себя составление, принятие, контроль и анализ отклонений бюджетов.
Следует отметить, что процесс постановки бюджетирования на предприятии может и должен включать в себя следующие этапы:
-
подготовительный этап — общий анализ ситуации в компании;
-
этап планирования — составление конкретных планов, более детальный анализ состояния внешней и внутренней среды предприятия;
-
непосредственно составление бюджетов (обязательно сопровождается контролем и внесением коррективов);
-
общий анализ проделанной работы и ее результатов, выводы.
При постановке процесса бюджетирования на торговом предприятии должны быть выполнены следующие требования.
Во-первых, необходимо определить общий порядок и правила формирования бюджета: на какой срок мы составляем бюджет, сроки и порядок его разработки, систему контроля и т.д.
Во-вторых, формируемые бюджеты должны быть максимально приближены к действительности, однако существует вероятность того, что некоторые показатели придется пересматривать.
В-третьих, бюджет должен содержать только действительно нужную информацию, которая может пригодиться пользователям.
В-четвертых, исполнение бюджетов должно регулярно контролироваться: плановые показатели нужно сравнивать с фактическими. По результатам такого контроля бюджеты по возможности корректируются.
В-пятых, все бюджеты должны строиться в строгой последовательности. Иными словами, каждый бюджет должен быть основан на информации, содержащейся в предыдущих, и не может быть «оторван» от них.
Можно выделить следующую классификацию бюджетов для любого типа предприятия, в том числе и торгового:
-
операционный бюджет;
-
функциональные бюджеты;
-
итоговые бюджеты.
Операционный бюджет — это бюджет отдельного ЦФО (Центра финансовой ответственности). Цель составления операционного бюджета — планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые ведет соответствующий ЦФО.
Функциональные бюджеты — это бюджеты, которые сформированы на основании статей операционных бюджетов, сгруппированных по признаку функциональной принадлежности. Цель их составления — определение потребности в ресурсах для различных видов деятельности предприятия.
Для торговых предприятий можно выделить перечень функциональных бюджетов, необходимых в процессе бюджетирования на предприятии (табл. 1).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (66), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.