№ 12, декабрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

В новый год с новым бюджетом

Рубрика «Статистика, аналитика»

А.В. ХОТЬКО, кандидат экономических наук, доцент

Стабильное функционирование экономики, предсказуемость результатов социально-экономического развития Республики Беларусь за 2008 г., а также проведение в сентябре–октябре выборов нового состава палат Парламента в значительной мере предопределили как никогда раннее принятие Национальным собранием Закона о бюджете Республики Беларусь на 2009 г.: 9 октября — Палатой представителей и 22 октября — Советом Министров Республики Беларусь. В установленном порядке он был подписан Главой государства.

В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» (далее — Закон) реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета и др. Он разработан с учетом требований Бюджетного кодекса Республики Беларусь, принятого в 2008 г.

Как и в предыдущие годы, запланированные показатели являются достаточно напряженными.

Так, согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 г. для абсолютного большинства его показателей характерны достаточно высокие темпы роста, которые были значительно выше темпов роста 2008 г. по отношению к предыдущему году (ВВП — 110–112 %, продукция промышленности — 110–112 %, инвестиции в основной капитал — 123–125 %, производство потребительских товаров — 112–113 %, объем внешней торговли товарами и услугами — 116,2–117,7 %, в том числе экспорта — 117–118,5 %, реальные денежные доходы населения — 114–115 %, розничный товарооборот — 116–117 % и др.). Необходимо также отметить, что, несмотря на опережающие темпы роста экспорта над импортом (1,5 процентных пункта), внешнеторговое сальдо предусматривается отрицательным — (–1470)–(–1500) млн долл. США, что на 70–80 млн долл. выше прогноза на 2008 г.

Что касается бюджетно-налоговой политики, то с целью снижения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы в 2009 г. предусматриваются следующие меры:

1)снижение с 2 до 1 % ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), что будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, увеличению объемов экспорта и пополнению собственных оборотных средств предприятий;

2)исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение налога только на объекты недвижимого имущества.

Введение данной нормы позволит создать дополнительные внутренние источники у организаций для расширения и модернизации производства, обновления активной части их производственной базы, упростить порядок налогообложения имущества;

3)уменьшение с 5 до 3 % размера ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств, что положительно скажется на повышении конкурентоспособности белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке и снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, приобретающие автотранспортные средства;

4)установление единых ставок местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 %.

С реализацией данного положения будет обеспечена недопустимость применения различных ставок налогов к реализации импортируемых и отечественных товаров (в настоящее время в стране действуют ставки налога с продаж в размере соответственно 15 и 5 % выручки от реализации товаров, налог на услуги взимается по ставке 10 %);

5)отмена налога на доходы от операций с ценными бумагами и включение таких доходов в общую систему обложения налогом на прибыль;

6)переход к применению линейной (единой) ставки подоходного налога с физических лиц в размере 12 %.

С целью недопущения роста налоговой нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минимальным ставкам, предусматривается увеличить стандартный налоговый вычет на каждого работника с одной базовой величины до 250,0 тыс. руб., т.е. суммы, соответствующей прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 г., которая не будет облагаться налогом. Эта сумма будет вычитаться только у граждан, среднемесячный доход которых не превышает 1,5 млн руб. (т.е. у тех, чья заработная плата будет находиться на уровне средней по республике и ниже).

На доходы индивидуальных предпринимателей предлагается установить линейную ставку подоходного налога в размере 15 %. Это соответствует уровню налоговых изъятий, когда предпринимателем применяется упрощенная система налогообложения или уплачивается единый налог по ставкам в абсолютных суммах исходя от вида деятельности.

В Законе также сохраняется направленность на более полную аккумуляцию в бюджете средств, получаемых бюджетными организациями в качестве компенсации затрат государства. Основную часть данных средств планируется получить за счет доходов, поступающих в порядке возмещения расходов по содержанию находящихся на государственном обеспечении граждан, по коммунальным услугам, отоплению, энергоснабжению, связи, капитальному и текущему ремонту зданий, сооружений и помещений, платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования и т.д.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (66), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.