Общие положения
В большинстве случаев таможенная декларация для целей таможенного оформления ввозимых товаров подается не на пограничном пункте таможенного оформления, а во внутренней таможне (Минской региональной, Могилевской и т.д.). Следовательно, при ввозе товаров между моментом пересечения товаром таможенной границы (когда впервые возникает налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин и налогов) и заявлением в отношении данного товара таможенного режима, когда налоговое обязательство подлежит исполнению (т.е. необходимо уплатить соответствующие налоги, пошлины и сборы), может пройти несколько дней. Кроме того, товары могут не дойти до внутренней таможни.
Белорусским законодательством определены случаи, когда между установленным сроком уплаты таможенных платежей и сроком подачи грузовой таможенной декларации проходит некоторый промежуток времени.
В таких ситуациях в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь (далее — ТК) должны быть приняты меры по обеспечению исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов. Иными словами, требуется некоторая гарантия, что в установленный срок платежи будут уплачены в полном объеме вне зависимости от состояния платежеспособности их плательщика, т.е. наличия достаточного количества денежных средств на его счетах.
В соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обеспечения уплаты таможенных платежей необходимо в следующих случаях:
-
международная и внутриреспубликанская перевозка находящихся под таможенным контролем товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе между зонами таможенного контроля (п. 3 ст. 107 и ст. 113 ТК);
-
получение отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 25 ТК;
-
ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками — алкогольных напитков и табачных изделий (Положение о порядке изготовления, оборота, учета, хранения, реализации, уничтожения акцизных марок, предназначенных для маркировки табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за их использованием, утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 19/11/19 (с изменениями и дополнениями), Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, порядке и сроке представления отчетов об их использовании, утвержденное постановлением Совета Министров от 28 апреля 2008 г. № 618);
-
при необходимости уточнения таможенной стоимости товара, заявленной декларантом (Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XII «O таможенном тарифе»).
Обеспечение уплаты таможенных платежей согласно ст. 260 и 261 ТК должно производиться лицом, у которого возникает налоговое обязательство по их уплате, либо любым иным лицом в пользу данного лица, в размере, определенном исходя из сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при помещении ввозимых товаров под таможенный режим свободного обращения, а при вывозе товаров — под режим экспорта. Вместе с тем, если при установлении размера обеспечения невозможно точно определить суммы подлежащих уплате платежей в связи с отсутствием точных сведений о характере товаров, об их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
При этом необходимо отметить, что Правительство Республики Беларусь своим постановлением от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» в отношении этилового спирта, виноградных вин и других спиртных напитков с объемной долей этилового спирта 7 % и более, а также товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, установило фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в размере соответственно 15 евро за 1 литр, 2–10 евро за 1 литр и 5 евро за 1 кг.
Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов для совершения всех таких операций, причем такое генеральное обеспечение может применяться для совершения таможенных операций в нескольких таможнях.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей
Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться по выбору плательщика следующими способами:
Согласно ст. 264 ТК таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в Реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (далее — Реестр), который ведет Государственный таможенный комитет. Однако необходимо отметить, что в настоящее
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (66), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.