№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Критерии перехода на упрощенную систему налогообложения

Рубрика «Налогообложение»

Н.М. ВАРИОТСКАЯ, генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании ЗАО «Аудитория»

С 1 июля 2007 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 (далее — Указ № 119) и утвержденное им Положение об упрощенной системе налогообложения (далее — Положение № 119).

Рассмотрим порядок налогообложения деятельности предприятий с применением трех вариантов упрощенной системы налогообложения  (далее — УСН).

В соответствии с Положением № 119 уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением перечисленных в п. 7 Положения № 119:

  • налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
  • государственной пошлины;
  • регистрационных и лицензионных сборов;
  • оффшорного сбора;
  • гербового сбора;
  • налога на доходы от операций с ценными бумагами;
  • налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Кроме того, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется общий порядок уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, соответствующих критериям, указанным в абз. 1, 2 ч. 1 подп. 4.1 Положения № 119.

Также необходимо отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, продолжают исполнять обязанности налоговых агентов, в т.ч. удерживать НДС по услугам, оказываемым нерезидентом Республики Беларусь.

В соответствии с п. 2 Положения № 119 не имеют права применять УСН организации и индивидуальные предприниматели:

  • производящие подакцизные товары;
  • производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
  • занимающиеся игорным бизнесом;
  • осуществляющие:

·        лотерейную деятельность;

·        туристическую деятельность;

·        профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

·        деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;

·        деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий.

Также лишены возможности перехода на УСН:

  • организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую (страховые организации, в т.ч. общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков) и банковскую деятельность (банки и небанковские кредитно-финансовые организации);
  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Остальные организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН при одновременном соблюдении критериев средней численности работников за каждый месяц и валовой выручки.

Субъекты хозяйствования, имеющие право перехода на УСН, можно разделить на три категории.

К первой категории относятся организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки тех и других за первые девять месяцев года, предшествующего году, с которого планируют применение упрощенной системы, не превышает 450 млн руб.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (56), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.