№ 3, март 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Комментарий к изменениям, внесенным в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»

Рубрика «Ценообразование»

А.С. БУШМАКИН, юрист ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

Законодателем введены некоторые послабления, а также ужесточена ответственность, в частности, путем сокращения перечня субъектов хозяйствования, а также случаев, в отношении которых ответственность, предусмотренная Указом № 285, не наступала.

Подпункт 1.4 Указа № 285 стал более детально регулировать обязанность обоснования субъектами хозяйствования повышение уровня применяемых цен и тарифов соответствующими экономическими расчетами (калькуляциями).

Одновременно расширен перечень лиц, которые при невозможности соблюдения предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) не обязаны производить регистрацию таких цен (тарифов) и обосновывать их повышение. К ним отнесены юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и ведущие учет в книге доходов и расходов, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Безусловно, такое нововведение добавляет привлекательности УСН, возможность применения которой предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (с изменениями и дополнениями).

Вместе с тем необходимо отметить, что не все юридические лица, применяющие УСН, вправе воспользоваться такими нововведениями. Так, юридические лица, которые наравне с применением УСН являются плательщиками НДС; республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения; хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (абз. 3 п. 6 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом № 119), при невозможности соблюдения предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) обязаны производить регистрацию таких цен (тарифов) и обосновывать их повышение.

В ходе изменения подп. 1.6 Указа № 285 ликвидирован перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не производились взыскания за превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов). Новая редакция подп. 1.6 допускает возможность привлечь к ответственности любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Такие же изменения коснулись и привлечения к ответственности за реализацию товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) (подп. 1.7 Указа № 285).

Необходимо отметить, что совершение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений, указанных в подп. 1.6 и 1.7, повторно в течение года после привлечения к административной ответственности является основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) регистрирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством (подп. 1.8 Указа № 285).

В соответствии с новой редакцией подп. 1.7 Указа № 285 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны реализовывать товары (работы, услуги) при наличии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат), подтверждающих уровень применяемых цен не только на товары собственного производства, но и на работы, услуги. Теперь даже в случае отсутствия обязанности регистрировать цены (тарифы) экономическое обоснование уровня таких цен (тарифов) должно производиться.

Несколько упрощается деятельность перевозчиков. Ранее действовавшая редакция подп. 1.17 Указа № 285 предусматривала, что нормы и требования Указа не распространяются на услуги по перевозке грузов только автомобильным транспортом из-за пределов Республики Беларусь или транзитом через территорию Республики Беларусь. Новая редакция предоставила такие льготы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим услуги по вышеуказанным видам перевозок не только грузов, но и пассажиров (всеми видами транспорта).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (57), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.