№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Об отдельных вопросах налогообложения вновь созданных частных унитарных предприятий

Рубрика «Налогообложение»

Е.В. ШАРЕНДО, экономист

Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 302 утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности (далее — Положение).

Согласно п. 6 Положения минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия формируется в течение одного года с даты государственной регистрации указанного предприятия.

При внесении индивидуальным предпринимателем в уставный фонд унитарного предприятия неденежного вклада, включая основные и оборотные средства, обязательная экспертиза достоверности этого имущества не производится.

Остановимся на отдельных моментах в части применения вновь созданными частными унитарными предприятиями (далее — ЧУП) требований налогового законодательства.

Порядок передачи товарно-материальных ценностей физическим лицом — индивидуальным предпринимателем частному унитарному предприятию, созданному согласно вышеназванному Положению, разъяснен письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 1/24 «О порядке передачи товарно-материальных ценностей».

Следует иметь в виду, что при передаче товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) индивидуальным предпринимателем при создании ЧУП в соответствующих учетных документах — книгах учета оформляется их выбытие из предпринимательского оборота. Передача ТМЦ ЧУП оформляется актом передачи. Акт передачи оформляется в произвольной форме, в нем указывается вид ТМЦ, единицы измерения, количество, стоимость единицы, общая стоимость и другие необходимые сведения.

Такая передача имущества не относится к безвозмездной (спонсорской) помощи, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

Следует иметь в виду, что имущество, находящееся в совместной собственности супругов, передается по акту передачи имущества, подписанного физическим лицом, являющимся учредителем унитарного предприятия.

Безвозмездная передача ТМЦ частному унитарному предприятию физическим лицом (в т.ч. имеющим статус индивидуального предпринимателя), являющимся учредителем этого унитарного предприятия, рассматривается как передача имущества в пределах одного собственника. Указанная передача не подлежит налогообложению как у передающей, так и у принимающей стороны.

Вновь созданные ЧУП самостоятельно выбирают, каким образом уплачивать налоги: в общеустановленном порядке либо применять особые режимы налогообложения.

Общеустановленный порядок налогообложения предусматривает уплату следующих основных видов налогов:

  • налога на добавленную стоимость (основная ставка 18 %);
  • сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (ставка 2 %);
  • акцизов;
  • налога на прибыль (основная ставка 24 %);
  • налога на недвижимость (ставка 1 %);
  • земельного налога (ставка в зависимости от расположения и кадастровой оценки земельного участка);
  • налога на использование природных ресурсов (экологического налога) (ставка в зависимости от вида природопользования);
  • налога на приобретение автомобильных транспортных средств (ставка 5 %);
  • налога на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (ставка 40 % от реализации ценных бумаг).

Кроме того, организации, применяющие общеустановленный порядок налогообложения, при наличии объектов налогообложения являются плательщиками местных налогов и сборов, отчислений в инновационные фонды, отчислений части прибыли унитарных предприятий и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и иных установленных законодательством платежей в бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Если организация производит выплаты доходов иностранным юридическим лицам, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство, которые подлежат налогообложению налогом на доходы иностранных организаций, то они как налоговые агенты обязаны произвести удержание налога на доходы с полной суммы дохода (ставки в зависимости от видов доходов установлены в размерах 6, 10 и 15 %).

Особые режимы налогообложения предусматривают уплату не всех налогов и сборов, установленных законодательством, а отдельных платежей, определенных нормативными актами.

Так, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции могут применять организации, у которых удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 50 и более процентов (ставка 2 %).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (58), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.