№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Процесс «Мониторинг и измерения» в рамках системы менеджмента качества промышленного предприятия

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель генерального директора по развитию ООО «Феликс»

Процесс 2-го уровня «Измерение, анализ и улучшение» включает в себя процессы 3-го уровня «Мониторинг и измерения» и «Анализ данных о качестве».[1] Логика такого построения проста: подразделения предприятия в ходе повседневной деятельности накапливают большое количество информации (каждый процесс имеет выход — записи о качестве), представляющей собой данные о качестве продукции, функционировании процессов и удовлетворенности потребителей. Цель процесса «Мониторинг и измерения» — обеспечить руководителей процессов данными для оценки соответствия продукции, процессов и СМК предъявленным требованиям и определения областей улучшения. Процесс служит своеобразным фильтром, преобразующим изобилие записей о качестве в конкретные значения показателей качества продукции, функционирования процессов и удовлетворенности потребителей и придающим им форму, удобную для анализа.

Карта процесса «Мониторинг и измерения» представляет собой детальное описание процесса и отражает последовательность действий, состав и содержание отдельных этапов, распределение ответственности, полномочий и порядок взаимодействия его участников, а также информационные потоки и обратные связи для оценки результативности и корректировки деятельности (при необходимости). Рассмотрим содержание каждого раздела Карты процесса.

Назначение. Карта процесса описывает процесс мониторинга и измерения параметров качества продукции, функционирования процессов и удовлетворенности потребителей и предназначена для использования руководителем процесса при планировании деятельности в рамках данного процесса, а также при проведении мониторинга, измерения и анализа процесса и разработке корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по результатам анализа. 

Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания используемые термины и определения либо сноски на технические нормативные правовые акты (ТНПА), содержащие таковые, а также принятые в документе сокращения и символы с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Обязанности руководителя процесса. При выполнении своих обязанностей руководитель процесса должен учитывать требования Руководства по качеству и Карты процесса. Он обязан:

  • осуществлять планирование процесса на основе целей в области качества, входных данных процесса, критериев и параметров его результативности;
  • доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать ход их выполнения;
  • управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между составляющими его этапами;
  • проводить мониторинг процесса, контролировать наличие соответствующих ресурсов для его функционирования;
  • периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности. 

Общие сведения о процессе включают данные, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Общие сведения о процессе «Мониторинг и измерения»

Руководитель

Представитель руководства по качеству

Цель

Обеспечить руководителей процессов данными для оценки соответствия продукции, процессов и СМК предъявленным требованиям и определения областей улучшения

Задачи

  1. Установить, какая информация необходима для определения областей улучшения.
  2. Определить и внедрить методы сбора данных, включая источники информации и периодичность сбора.
  3. Преобразовать данные, полученные в ходе функционирования процессов, в информацию, удобную для анализа.
  4. Выявить действительные и потенциальные несоответствия продукции, процессов и СМК предъявленным требованиям

Потребители

Руководители и участники процессов «Анализ данных о качестве»

Ответственность по функциональной принадлежности

Руководители подразделений несут ответственность за сбор, регистрацию и состояние записей о качестве.

Директор по качеству несет ответственность за организацию процедур внутреннего аудита СМК и аудита качества продукции, подготовку аудиторов предприятия

Управляющие

входы

Международные и государственные программы и технические нормативные правовые акты (ТНПА).

Организационно-распорядительные документы (ОРД) органов внешнего управления.

Результаты внешних аудитов.

Требования рынка.

Политика предприятия в области качества.

Руководство по качеству, документы СМК.

Структура управления и штатное расписание.

Положения о подразделениях и должностные инструкции (ДИ) персонала.

Бизнес-план.

Комплексный план СМК (КП СМК).

Плановые значения показателей качества.

Решения коллегиальных органов управления.

ОРД предприятия

Ресурсные входы

Персонал, финансы, инфраструктура, производственная среда

Входы

Сертификаты соответствия/одобрения типа транспортного средства (ТС).

Результаты входного контроля.

Результаты контроля качества продукции в ходе производства.

Рекламации и сообщения из эксплуатирующих изделия предприятия организаций.

Результаты анкетирования поставщиков.

Результаты анкетирования потребителей.

Параметры результативности процессов.

Акты периодических контрольных испытаний (ПКИ) и контрольных разборок (КР).

Наблюдения аудиторов в ходе внутренних аудитов (ВА)

Выходы

Отчеты о внутренних аудитах (ОВА) и аудитах качества продукции (АКП).

Текущий и итоговый отчеты о функционировании СМК (ТО и ИО СМК).

Отчеты о выявленных у потребителей неисправностях изделий предприятия.

Сведения о поставках покупных изделий, материалов и заготовок по кооперации, выполненных с нарушениями требований ТНПА.

Отчет о выполнении комплексных показателей качества продукции.

Анализ  качества изготовленной продукции, рекламаций, причин отказа узлов и комплектующих.

Сводный отчет о выполнении решений руководства


[1] Тишков Ю.С., Гейзлер П.С. Процессный подход к менеджменту качества: опыт внедрения // Планово-экономический отдел. 2007. № 2. С. 22–31.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (58), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.