№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Ввоз автомобилей в Республику Беларусь: новые правила

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

О.В. МАКАРЕВИЧ, начальник отдела методологии таможенных платежей Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Вступление в силу 22 декабря 2007 г. Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» (далее — Указ № 503) было одним из самых активно обсуждаемых событий. И это не случайно — сегодня практически каждая пятнадцатая семья приобретает автомобиль из-за границы в течение  года.

Рассмотрим основные изменения в порядке ввоза автомобилей.

1.         Можно ли ввезти автомобиль в льготном порядке?

Из всего многообразия транспортных средств физическими лицами могут быть ввезены только те из них, которые исходя из своих технических и эксплуатационных характеристик предназначены для личного пользования гражданами.

Самой распространенной категорией таких средств являются легковые автомобили (число посадочных мест не более девяти). Менее популярны грузовые микроавтобусы  массой до 5 тонн. Приобретают популярность мотоциклы, мопеды, скутеры, мотороллеры. Это исчерпывающий перечень механических транспортных средств, которые граждане могут ввезти в установленном Указом № 503 льготном порядке.

По сравнению с ранее действовавшим порядком изменения крайне несущественные — из категории легкового автотранспорта для личного пользования исключены пассажирские микроавтобусы, оборудованные ровно десятью посадочными местами. Следует отметить, что за прошлый год было ввезено лишь несколько таких машин. Кроме того, мопеды и скутеры (с объемом двигателя менее 50 см3) по-прежнему могут быть ввезены в льготном порядке, но ставки платежей в их отношении не будут зависеть от объема двигателя и момента выпуска. Теперь для них установлена твердая ставка — 50 евро за  единицу.

Транспортные средства, не отнесенные Указом № 503 к личному имуществу, могут быть ввезены в Республику Беларусь только в общем порядке, предусмотренном для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это в полной мере касается в том числе ввоза этих товаров из Российской Федерации.

2.                Как ввезти автомобиль?

Пригнать автомобиль можно тремя основными способами.

Первый — вы, как потенциальный покупатель и, следовательно, будущий собственник, можете самостоятельно выехать за границу за приобретением автомобиля, ввезти его и произвести декларирование машины самостоятельно.

Второй способ — вы, как собственник транспортного средства, можете лично не выезжать за границу для его приобретения. Вам его привезут в грузовой отправке (автовозом). Расходы по транспортировке могут быть заранее включены в цену машины (так нередко случается, если перевозку организует отправитель). При самостоятельном заключении договора перевозки с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оплачивать стоимость перевозки будете вы. В любом случае, когда автомобиль будет доставлен в таможню по вашему месту жительства, вы самостоятельно будете осуществлять его декларирование.

Существует еще один способ транспортировки автомобиля. По вашему поручению такую покупку может совершить иное физическое лицо (перегонщик), на имя которого вы можете оформить доверенность, поручив ему практически все: от возможности приобретения автомобиля на ваше имя до таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. Этот способ является наиболее распространенным, но в свете Указа № 503 может доставить вам наибольшее количество проблем.

Причина заключается в том, что декларантом в этом случае будете не вы, а перегонщик. Причем независимо от того, доверили ли вы перегонщику это право. С точки зрения таможни порядок  достаточно прост — декларирует автомобиль  и  уплачивает платежи то физическое лицо, которое следует на нем через границу в момент ввоза (кроме рассмотренного выше случая ввоза транспортных средств юридическим лицом на автовозе). Подать таможенную декларацию самостоятельно вы не сможете. Поэтому все таможенные формальности будут применяться исходя из сведений и обстоятельств, относящихся именно к перевозчику.

Например, Указ № 503 определяет, что при декларировании второго и последующих автомобилей в течение календарного года таможенные пошлины уплачиваются по увеличенным ставкам. Поэтому, если вы покупаете первый автомобиль в течение года, а перегонщик, которому вы доверили его ввоз и декларирование, уже ввозил автомобиль для себя в этом году, то ваша машина будет облагаться по повышенным ставкам пошлин. В случае если вы ввозите автомобиль самостоятельно, ставки пошлин исчисляются в обычном размере (который в  большинстве случаев равен размеру ставок, установленных для юридических лиц). Разница в суммах растаможивания  значительная, и может либо породить серьезный финансовый конфликт между вами и перегонщиком, либо  сделает этот ввоз невыгодным для перегонщика, в результате чего автомобиль так и останется на сопредельной территории.

3.   Специалисты по перегону.

Основная норма Указа № 503, непосредственно касающаяся перевозчиков, заключается в том, что в льготном порядке по доверенности можно ввезти только одну машину в течение года (п. 2 Указа № 503). Некоторые СМИ еще в октябре прошлого года однозначно оценили эту норму — рост затрат для покупателя в связи с усложнением порядка ввоза автомобилей перегонщиками. Время, прошедшее со дня официального опубликования Указа № 503, в целом не  изменило это мнение.

Рассмотрим вопрос объективного влияния Указа № 503 на ценообразование этих товаров на внутреннем рынке.

Длительное время ставки пошлин для юридических лиц и ИП в несколько раз превышали ставки, установленные для физических лиц. В тех условиях ни один «профессиональный» перегонщик,  не смог бы легально заниматься этим бизнесом, создав юридическое лицо или зарегистрировав ИП. Государственный таможенный комитет, как орган, обязанный обеспечивать соблюдение законодательства в сфере внешней торговли, был заинтересован в  выводе этого бизнеса из тени.

Именно Таможенным комитетом было инициировано принятие Указа Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2005 г. № 1348 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865», согласно которым налоговая нагрузка на легальных импортеров автомобилей была уменьшена до уровня сумм, уплачиваемых гражданами при ввозе машин для личного пользования. Бюджет от этого только выиграл. В этом товарном сегменте рынка появился цивилизованный легальный бизнес.

Поэтому условия, существовавшие до 2006 г., несравнимы с условиями сегодняшнего дня с точки зрения возможности для легального импорта автомобилей. В настоящее время существует реальная и действенная альтернатива нелегальному перегонщику — легальный импортер. Для последних Указ № 503 не ухудшил условия хозяйствования, а напротив, повысил их конкурентные позиции.

В настоящее время у потребителя есть выбор — купить автомобиль, уже ввезенный (или предполагаемый к ввозу под заказ) легальным импортером, или включиться в разработанную нелегальным перегонщиком схему. Можно получить визу, выехать за рубеж, оформить сделку купли-продажи сразу на свое имя или упростить ситуацию и выехать на нейтральную территорию.

В случае общения с легальным импортером можно самостоятельно и скрупулезно выбрать автомобиль, официально оформить договор о приобретении автомобиля у импортера и, при необходимости, предъявить затем продавцу претензии согласно Закону Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей». В случае с перегонщиком-нелегалом, который документально не будет выступать стороной сделки купли-продажи автомобиля, претензии можно  предъявить только  себе.

При условии надлежащей работы легальных импортеров и госорганов, обязанных создавать для субъектов предпринимательства равные условия хозяйствования и обеспечивать законность предпринимательской деятельности, легальные импортеры должны потеснить с рынка нелегальных.

И наконец, рассмотрим влияние п. 2 Указа № 503 на размер таможенных платежей, которые должен уплачивать перегонщик, ввозящий автомобиль по доверенности. Существует ошибочное, по мнению автора, мнение, что п. 2 Указа № 503 направлен на то, чтобы заставить перегонщиков платить больше.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (58), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.