№ 5, май 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) признан утратившим силу Указ от 4 января 2000 г. № 7 (далее — Указ № 7), которым было утверждено Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций (далее — Положение).

Необходимость замены нормативного акта была вызвана актуальностью и остротой проблемы, заключающейся в расширении механизмов противодействия установленным национальным правилам при осуществлении торговых взаимоотношений с иностранными партнерами, преодолением отечественными производителями многочисленных препятствий, существующих при вхождении в систему мирового торгового рынка.

Проводимый государственный контроль за внешнеэкономическими операциями должен максимально учитывать особенности мировой торговли и способствовать развитию политики государственной поддержки экспорта.

В результате наращивания внешнеторговых связей отечественными производителями возникла необходимость введения новых правовых средств внешнеторговой политики, частью которой является проведение контроля за внешнеторговыми операциями. Положение уже не могло в полной мере способствовать решению таких задач. В этой связи ему на смену пришел Указ № 178, в котором разработчик — Государственный таможенный комитет максимально учел наработанную практику применения Положения и новые мировые тенденции развития торговых отношений, место и роль в них Республики Беларусь.

Для целей контроля Указом № 178 пересмотрено содержание таких понятий, как «внешнеторговый договор», «внешнеторговая операция», «импорт», «экспорт», «резидент», «нерезидент», «паспорт сделки», «периодическая статистическая декларация». Нельзя сказать, что их определение существенно отличается от аналогичной терминологии других нормативных актов, но определенные особенности в сравнении с терминологией, применявшейся, например, в Указе № 7, все же присутствуют.

В настоящее время (после признания утратившим силу Указа № 7) законодательство не содержит понятия «внешнеторговый договор». Его развернутое определение и многоуровневую классификацию можно встретить лишь в теоретической литературе. Со вступлением в силу Указа № 178 к такому виду контрактов будут отнесены договоры между резидентом и нерезидентом, предусматривающие возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг, что наиболее близко к понятию внешнеторговой деятельности, приведенному в подп. 1.3 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (внешнеторговая деятельность в этом пункте определена как деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности).

В Указ № 178 включено более широкое определение внешнеторговой операции, под которой подразумевается каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации (в случаях, когда таможенное оформление не производится, — по отдельному товаросопроводительному документу), каждый этап выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), оформленный отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иным документом, предусмотренным законодательством, подтверждающим факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции, а также каждый проведенный (полученный) по этим операциям платеж.

Понятия «импорт» и «экспорт» также стали более многогранными. Например, импортом будет признаваться передача резиденту от нерезидента на возмездной основе не только товаров, выполненных работ, оказанных услуг, но и охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций является паспорт сделки, который в соответствии с Указом № 7 заполнялся на каждую внешнеторговую операцию, общая стоимость товаров по которой превышала в эквиваленте 1500 евро.

Со вступлением в силу Указа № 178 паспорт сделки необходимо оформлять, если общая стоимость контракта составляет 3000 евро и более, а по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», — независимо от стоимости товара. Таким образом, многие сделки, в отношении которых проведение контроля ранее было обязательным, теперь будут контролироваться в более благоприятном режиме.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (59), май 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.