№ 6, июнь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Формирование тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств

Рубрика «Ценообразование»

А.В. ДЕМКО, экономист

В настоящее время в связи с увеличением количества транспортных средств, находящихся в пользовании как граждан, так и юридических лиц, вырос спрос на услуги по их техническому обслуживанию и ремонту. Однако не все руководители организаций, оказывающих вышеназванные услуги, формируют тарифы в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Рассмотрим порядок формирования и применения тарифов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, их регистрацию, а также меры ответственности за нарушение ценообразования в данной сфере.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 285) юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства).

Экономическое обоснование применяемых тарифов рассчитывается в соответствии с Инструкцией о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 23 (далее — Инструкция).

Инструкция устанавливает единый порядок формирования и применения тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (далее — услуги), принадлежащих юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее — заказчики), и подлежит применению юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, оказывающими данные услуги (далее — субъекты предпринимательской деятельности).

В то же время необходимо отметить, что в соответствии с Указом № 285 от обязательного экономического обоснования применяемых тарифов освобождены следующие субъекты хозяйствования:

  • юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций, и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог или применяющие упрощенную систему налогообложения;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

Инструкция применяется при формировании тарифов на техническое обслуживание и ремонт грузовых и легковых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, автобусов, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, мотоколясок, мопедов, мотовелосипедов и мотороллеров.

Инструкция предоставляет организациям выбор порядка определения платы за услуги:

  • исходя из тарифов по каждому наименованию услуг, утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности;
  • исходя из стоимости нормо-часов и норм времени, утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности;
  • на основе тарифов прейскурантов на соответствующие виды услуг, ранее утвержденных органами ценообразования, с применением к ним повышающих коэффициентов, утверждаемых руководителем субъекта предпринимательской деятельности либо органами ценообразования.

Плата за услуги единичного характера, на которые отсутствуют утвержденные в установленном порядке тарифы и нормы времени на их выполнение, определяется исходя из стоимости нормо-часа и расчетных норм времени на выполнение услуг, согласованных с заказчиком.

Учитывая, что организации, как правило, оказывают несколько десятков видов услуг, наиболее целесообразно применять метод расчета тарифов исходя из стоимости нормо-часа. Целесообразность данного метода заключается в том, что предприятие один раз устанавливает нормативы обслуживания и ремонта в нормо-часах, а стоимость нормо-часа пересчитывается по мере необходимости. В ином случае при расчете исходя из тарифов по каждому наименованию услуг, необходимо будет пересчитывать тариф на каждую услугу, что значительно увеличивает объем работ.

Рассмотрим более подробно метод формирования тарифов исходя из стоимости нормо-часа.

Тарифы на услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с законодательством, прибыли, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка. Включение затрат в себестоимость услуг осуществляется в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями).

Нормы и нормативы материальных и трудовых затрат утверждаются руководителем субъекта предпринимательской деятельности, если законодательством не установлен иной порядок.

Приведем пример оформления норматива на замену свечи зажигания автомобиля ВАЗ.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (60), июнь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.