№ 6, июнь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

А.В. БАБИНА, экономист

В настоящее время конкурентоспособность экономики государства  обусловлена уровнем ее технологического развития, способностью воспринимать, создавать и использовать в практической жизни новейшие научные достижения. Большая роль в технологическом развитии государства принадлежит научно-техническому потенциалу ее национальных компаний, которые способны противостоять мощной конкуренции иностранных фирм как на отечественном, так и на зарубежных рынках.

В связи с этим наиболее важно рассмотреть и продуктивно использовать отечественный и зарубежный опыт в сфере внедрения передовых технологий в бизнесе отдельных компаний и экономической жизни государства с учетом кардинальных изменений в мировой экономике за последние десятилетия. Это является необходимым и с точки зрения  специалистов, которые полагают, что в современном мире активно происходит процесс транснационализации и глобализации. Он выражается в непрерывно продолжающемся, устойчивом процессе интеграции рынков, суверенных государств и технологий, который позволяет отдельным лицам, корпорациям и суверенным государствам быстрее, чем ранее, с минимальными затратами устанавливать более глубокие контакты с партнерами, рассредоточенными по всему миру. Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на указанные интеграционные процессы и практику ведения бизнеса компаний, являются информационные технологии. К данным технологиям, в частности, относят Интернет, персональные компьютеры, сотовые телефоны, телекоммуникационные сети, спутниковая связь и др. Активное внедрение и использование прогрессивных информационных технологий способствовало ускорению процесса развития компаний, их трансформации в глобальных рыночных игроков, повышению конкурентной среды, перестройке и модернизации структуры национальных экономик, процессу формирования мирового рынка капитала, развитию электронной коммерции, созданию цепочек снабжения, которые охватывают весь мир, созданию и активному продвижению товарных брендов, а также многократному росту объемов международной торговли и инвестиций.

Таким образом, меняется стиль, инструментарий и даже в какой-то мере философия ведения бизнеса и хозяйственной деятельности в целом. Поэтому консерватизм в данном вопросе приведет к снижению конкурентоспособности как национальных компаний, так и государства.

Далеко в прошлом времена, когда основной задачей отечественного субъекта хозяйствования являлось производство определенного рода продукции и его гарантированный сбыт. В современных условиях открытого рынка, множества производителей и всемирно известных брендов, постоянного роста «рыночного самосознания» потребителей, повышения стоимости энергоресурсов и сырья производство товаров и услуг имеет смысл только при наличии покупателей.

В связи с этим  современные информационные технологии необходимо использовать как при производстве и продаже товаров, так и при предоставлении услуг. Использование технологий в хозяйственной деятельности позволяет предприятию повышать конкурентоспособность посредством роста производительности, которая достигается в использовании трудовых ресурсов и капитала. Производительность выражается в объеме выпуска продукции при использовании единицы затраченного труда и капитала. Она зависит от качества и свойств продукции, а также от эффективности производства. Постоянный рост производительности требует непрерывного совершенствования и использования новых технологий.

Современное производство качественной продукции и ее конечный сбыт на каждом этапе деятельности должны поддерживаться и сопровождаться соответствующей технологией. Значительное место в указанном производственно-сбытовом процессе отводится именно информационным технологиям. Информационные технологии — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности с использованием данных, хранящихся в компьютерных системах.

Информационную сферу в свою очередь характеризуют наукоемкость, сложность систем, быстрота изменений и известная неопределенность технологических траекторий. Все это стимулирует поиски совместных стратегий для распределения рисков, создание новых продуктов, технологий, завоевание новых рынков. Наличие агрессивных конкурентов и расширение рынков сбыта в разных регионах мира предопределяют взаимозависимость компаний в сфере информационных технологий.

Экономика предприятия в настоящее время основана на широком использовании информационных технологий, которые, в частности, включают в себя мобильную связь и мобильную телефонию, доступ к Интернету, наличие собственного веб-сайта (веб-сайтов), электронную почту, внутреннюю электронную связь между структурными подразделениями предприятия (Интранет) и т.д.

В качестве примера можно привести американскую транснациональную компанию Exxon Mobil, которая за последние десять лет смогла значительно укрепить свои рыночные позиции и получить дополнительную прибыль за счет масштабной модернизации и внедрения новых компьютерных технологий, которые используются для адаптации объема производства на нефтеочистительных заводах и расписания рейсов танкеров к изменениям спроса на мировом рынке.

Вместе с тем, как показывает практика, проникновение информационных технологий и возможность их адаптации к местным условиям ведения бизнеса происходит неравномерно, поэтому для компаний (прежде всего, малых и средних предприятий развивающихся стран и государств с переходной экономикой) первым шагом на пути «информатизации хозяйственной деятельности» является активное использование возможностей сотовой связи и телефонии в коммерческих целях (см. табл. 1).

Передовые позиции в мире по интенсивности использования мобильной связи в последние несколько лет занимает Люксембург. В 2006 г. на 100 жителей этой страны приходилось около 152 телефонных аппарата. В пятерку государств в данной области также входили Литва (138 телефонов), Черногория (133), Гонконг (130), Тринидад и Тобаго (124). Активно используется мобильная телефония в таких близко расположенных к Республике Беларусь странах, как Эстония, Чехия, Австрия, Норвегия, Финляндия, Болгария, Дания, Украина, Германия, Швеция, Нидерланды (все — более 100 телефонных аппаратов на сотню жителей), Венгрия, Хорватия, Польша, Латвия, Словакия, Словения, Россия, Румыния и др. Республика Беларусь занимает 74-е место в мире и на сто наших граждан приходится около 61 мобильного телефона. По этому показателю мы опережаем такие страны, как Бразилия (53 аппарата), Казахстан (53), Мексика (53), Канада (52), Азербайджан (39), Грузия (39), Китай (35), Молдова (32), Индия (15), Армения (11) и др.

В соответствии с исследованиями международных организаций более половины малых и средних предприятий развивающихся государств активно используют мобильную связь для коммерческих операций. В странах Африки, например, этот показатель составляет около 80 %. В ходе проведенного в 2006 г. опроса более 95 % менеджеров малых и средних предприятий из африканских государств отметили, что один из основных инструментов для их работы — мобильный телефон.

В последние годы в Беларуси также наметились тенденции по росту инвестиций в развитие мобильной связи и соответствующей инфраструктуры, поэтому можно надеяться, что и в нашей стране внимание деловых людей к данному инструменту информационных технологий повысится.

Вместе с тем компании многих государств успешно используют другой инструмент информационно-коммуникационных технологий — Интернет.

Можно выделить по меньшей мере три основных аспекта влияния Интернета на национальное и международное предпринимательство. Во-первых, Всемирная сеть поддерживает коммерческую деятельность в сфере услуг, в т.ч. в таких разных по своему характеру отраслях, как банковское дело, консультирование, образование, розничная торговля, игорный бизнес и др. Например, ряд крупнейших компаний из США, Канады и Западной Европы перевели свои подразделения, занимающиеся обслуживанием клиентов и обработкой данных, в другие страны для сокращения затрат на рабочую силу. Поскольку все операции можно выполнять с использованием электронной техники, территория расположения предприятия практически не имеет значения. В Индии, например, широко развита организация информационно-справочных центров, которые предоставляют услуги по урегулированию конфликтов и обеспечению интересов клиентов транснациональных корпораций из всех стран мира.

Во-вторых, воздействие информационных технологий на бизнес заключается в том, что Интернет позволяет хотя бы в какой-то степени выровнять условия ведения бизнеса для крупных и мелких компаний независимо от того, какие продукты или услуги они продают. В прошлом проникновение на новый рынок требовало от компании больших инвестиций, однако в наши дни умелое использование возможностей Интернета может изменить такое положение дел. Так, небольшое предприятие, расположенное в провинции или в другой стране, создав веб-сайт, может успешно конкурировать с более крупными компаниями.

В-третьих, Интернет обладает огромными потенциальными возможностями для формирования заинтересованного сообщества коммерческих организаций. Сети типа «бизнес-бизнес» (сети, обеспечивающие межкорпоративную связь) позволяют объединить всемирные компании, их поставщиков, клиентов и стратегических партнеров в единую информационную систему, обеспечивающую более оперативный и простой способ совместного ведения бизнеса. Например, во многих промышленных компаниях ранее присутствовала должность агента по материально-техническому снабжению, который занимался вопросами приобретения необходимых запасных частей, сырья и материалов. В обязанности такого специалиста входила подготовка необходимых бумажных бланков заказов, их тиражирование, заполнение и отправка в адрес поставщиков обычной почтой. После получения заказа поставщик должен был обработать содержащиеся в нем данные, принять заказ к исполнению, а затем переслать его назад, в адрес промышленного предприятия. Эта процедура могла длиться неделями. Организация компьютерной сети позволяет специалисту промышленного предприятия намного быстрее и эффективнее разместить заказ в режиме онлайн.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (60), июнь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.