№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Планирование ассортиментной политики предприятия

Рубрика «Ценообразование»

Е.В. ГУРСКАЯ, экономист

Формирование ассортимента и управление им является важной стратегической задачей предприятия, обусловливающей его позицию на рынке. Чисто технически составление плана продаж и расчета затрат на соответствующую производственную программу не представляет сложности, если данное действие представить как процесс установления взаимосвязи между частями программы по распределению и продвижению продукта. Трудности заключаются в том, что решения, принимаемые руководителями, нередко основываются на интуиции, а не на обоснованном расчете, учитывающем долговременные интересы предприятия.

Отсутствие четкого процесса управления ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за случайных временных факторов, что в условиях изменяющегося спроса обусловливает необходимость принятия оперативно-тактических решений и корректировки принятых ранее стратегических решений. В таких случаях управление ассортиментом продукции и достижение его рациональности должно основываться на составлении краткосрочных прогнозов изменений ассортиментной и ценовой политики предприятия, необходимых руководству для принятия эффективных решений.

Процесс управления ассортиментом продукции на основе краткосрочного (оперативного) прогнозирования складывающейся ситуации призван обеспечить преемственность решений и мер по формированию рационального ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для них оптимальных сегментов, разработку и осуществление товарных стратегий.

Рассмотрим возможности практического применения данного положения на следующем примере. В качестве исходных используем данные о затратах и доходах предприятия хлебопекарной промышленности по производству четырех видов хлебобулочных изделий (табл. 1).

Таблица 1

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ

на хлебобулочные изделия, вырабатываемые предприятием «Качаловский хлебозавод»

 

Хлеб для тостов нарезанный и упакованный, 0,600 кг

Хлеб «Юрьевский» формовой 0,600 кг

Хлеб «Юрьевский» формовой, упакованный 0,600 кг

Хлеб «Юрьевский» формовой, нарезанный и упакованный 0,600 кг

Переменные решения:

Цена, 1 ед.

963

653

704

731

Объем партии, ед.

1667

1667

1667

1667

Параметры:

Переменные затраты

563,5

405,0

440,0

459,8

Постоянные затраты

246,5

124,0

131,9

162,7

Валовые фиксированные затраты

666 053

413 542

440 368

451 316

Финансовые результаты

Общая сумма выручки от реализации

1 605 188

1 088 508

1 173 740

1 217 715

Прибыль до уплаты налогов, руб./1 ед.

153

124

132

108

Сумма покрытия (маржа), руб./1 ед.

400

248

264

271

Алгоритм нахождения и обоснования возможных вариантов оперативного решения о внесении изменений в товарный ассортимент и корректировки политики предприятия в сфере ценообразования предполагает построение модели в электронной таблице Excel, поэтому исходные данные о затратах и доходах предприятия, представленные в табл. 1, структурированы так, чтобы в дальнейшем облегчить интерпретацию модели.

Основная цель планирования изменений в ассортименте реализуемой продукции заключается в том, чтобы ответить на вопрос: «Из каких соображений следует оптимизировать ассортимент и сбалансировать спрос и предложение конкретных изделий?». В условиях ограниченных ресурсов ответ, казалось бы, напрашивается сам собой — безусловно, следует ориентироваться в первую очередь на выпуск наиболее прибыльной, доходной продукции. Однако понятие прибыльности и доходности конкретного изделия или их группы в действительности является относительным. Прибыльность продукции характеризует показатель «рентабельность продукции», который показывает величину прибыли, приходящуюся на один рубль текущих издержек, а доходность определяется показателем маржинального дохода на единицу прямых (технологических) затрат.

Ни один из рассматриваемых показателей нельзя признать абсолютно верным критерием истины. Однако результаты комплексного анализа предела погашения постоянных издержек в денежном выражении на 1 единицу продукции позволяют считать, что при планировании изменений в ассортименте хлебобулочных изделий лучше исходить из показателя маржинального дохода, т.к. чем выше этот показатель, тем выгоднее ее производство. Использование показателей маржинального дохода при планировании возможных изменений в ассортименте реализуемой продукции имеет определенные преимущества, потому что в большей степени учитывает факторы, которые приводят к снижению доходов и увеличению расходов.

Планирование возможных изменений в ассортименте реализуемой продукции с использованием показателей маржинального дохода основано на расчете условной безубыточности на единицу продукции, которая соответствует целевой цене, которая обеспечивающей полное покрытие прямых затрат и постоянных расходов с добавлением суммы целевой прибыли при принятой гипотезе об объеме продаж. Исходя из того, что целевая цена определяется как сумма прямых и полных постоянных затрат на единицу продукции, соответственно условная безубыточность в денежном выражении в расчете на единицу продукции может быть рассчитана следующим образом:

Цена продажи единицы продукции по видам = Переменные издержки на единицу продукции по видам + Валовые фиксированные затраты.

В данном случае фиксированные затраты — всевозможные валовые постоянные расходы (включая целевую прибыль), которые существуют независимо от того, какое количество продукта производится. Так, валовые постоянные расходы (включая целевую прибыль) для производства четырех рассматриваемых видов хлебобулочных изделий, независимо от количества произведенной продукции, составят 1 971 280 руб.:

666 053 + 413 542 + 440 368 + 451 316 = 1 971 280 руб.

На практике валовые постоянные расходы (включая целевую прибыль) можно определить путем вычитания суммарных переменных затрат, рассчитанных на основе сложившегося ассортимента реализованной продукции или при заданных параметрах производственной программы, из общей суммы выручки от продажи этой продукции.

Ситуация, в которой находится предприятие, определяется конъюнктурой рынка и, кроме того, осложняется необходимостью производства всех четырех видов хлебобулочных изделий. При этом руководство предприятия заинтересовано в производстве изделия «Хлеб для тостов нарезанный и упакованный, 0,600 кг». Этот вид продукции является самым доходным в ассортименте и удельный вес выручки от его реализации в общей сумме выручки составляет 31,57 %. В связи с этим  решено несколько увеличить объемы его производства, установив предельный уровень производства 1724 ед.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.