№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Урегулирование споров, вытекающих из инвестиционной деятельности юридических и физических лиц на территории Республики Беларусь

Рубрика «Юридическая консультация»

Т.И. МАНЦЕВИЧ, экономист

Международная практика привлечения инвестиций в экономику государства свидетельствует о том, что приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны-реципиента, поскольку инвестиции открывают новые перспективные возможности. Используя их, предприятия могут модернизировать свое производство, получив для этого необходимые финансовые средства и новые технологии. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике путем правового регулирования и создания для иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается привлекать значительный иностранный капитал.

Поэтому сотрудничество государств в этой области является актуальным и требует четкого правового регулирования, как внутри государства, так и на международном уровне.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь (далее — Кодекс), иными актами законодательства, а также международными и межправительственными соглашениями и договорами.

Республика Беларусь является участницей Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, заключенной в Вашингтоне 18 марта 1965 г., и Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенной в Сеуле 11 октября 1985 г. Также Республика Беларусь участвует в Соглашении государств — участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанном 24 декабря 1993 г. в г. Ашхабаде, на основании которого стороны договорились о сотрудничестве в разработке и осуществлении инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, и международных организаций с целью обеспечения взаимной защиты интересов сторон в этой области.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется юридическими и физическими лицами, государством в лице уполномоченных органов и его административно-территориальными единицами в лице уполномоченных органов. В соответствии с Кодексом под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата, осуществляемые в следующих формах:

  • создание юридического лица;
  • приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

Правительством Республики Беларусь подписано более 40 соглашений с правительствами различных государств о взаимном поощрении и защите инвестиций (далее — инвестиционные соглашения). Инвестиционные соглашения заключаются с целью защиты инвесторов обоих государств, создания благоприятного международно-правового пространства, стимулирования развития экономических отношений. Они заключены со следующими государствами: Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз, Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Израиль, Австрийская Республика, Республика Корея, Республика Румыния, Турецкая Республика, Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Нидерланды, Республика Финляндия, Французская Республика, Королевство Швеция, Швейцарская Конфедерация, Чешская Республика, Республика Болгария, Китайская Народная Республика, Республика Вьетнам, Исламская Республика Пакистан, Иорданское Королевство, Республика Индия, Республика Монголия, Сирийская Арабская Республика, Республика Корея, Арабская Республика Египет, Республика Молдова, Украина, Республика Таджикистан, Республика Кыргызстан. Представленный перечень государств не является исчерпывающим. При этом работа по проведению переговоров и подписанию аналогичных соглашений с другими государствами постоянно проводится компетентными государственными органами Республики Беларусь.

Инвестиционные соглашения содержат нормы, определяющие понятие инвестиций и инвесторов, режим инвестиций в договаривающихся странах, условия содействия и защиты инвестиций, порядок и условия возмещения убытков, экспроприации, репатриации инвестиций и доходов, судебной защиты прав и законных интересов инвесторов.

         В соглашении часто определен круг правоотношений, из которых могут возникать споры, а также порядок их урегулирования. Так, в соглашении с Вьетнамом в качестве спорных оснований могут являться обязательства, возникающие у стороны в отношении инвестора другой стороны по вопросу осуществляемых им инвестиций, нарушение каких-либо прав, определенных соглашением.

При этом необходимо различать три вида споров:

1. Споры между договаривающимися сторонами (т. е. государствами);

2. Споры, вытекающие из инвестиционной деятельности инвесторов, т. е. споры между инвестором (физическим или юридическим лицом) одной стороны и другой стороной (в лице государственных органов). В том числе споры, вытекающие из инвестиционного договора (ст. 45 Кодекса) и концессионного договора (ст. 50 Кодекса), которые могут заключаться Республикой Беларусь с инвестором.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.