№ 8, август 2008
Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
|
О доплатах за ненормированный рабочий день водителям
А.В. ПАРХИМОВИЧ, экономист
В современном динамично развивающемся мире невозможно использовать правовые нормы, бывшие актуальными еще несколько лет назад. Касается это и трудового законодательства. В связи с его частыми изменениями в трудовом законодательстве некоторые вопросы получают абсолютно разные комментарии, как со стороны специалистов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, так и среди специалистов-практиков. В частности, вызывает разногласия вопрос применения такой стимулирующей меры, как установление доплаты за ненормированный рабочий день водителям.
Некоторые специалисты считают, что применение этой доплаты не имеет оснований. Такое мнение основано на нормах ст. 118-1, появившейся в новой редакции Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).
Сторонники такого мнения утверждают следующее:
«Поскольку ст. 118-1 ТК установлено, что ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени, то возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем, но продолжительность его не может превышать 7 календарных дней. Доплата за ненормированный рабочий день трудовым законодательством Республики Беларусь не предусмотрена, и устанавливать ее водителям легковых служебных автомобилей оснований не имеется.»
По мнению автора, такой комментарий идет вразрез с нормами некоторых правовых актов, а именно:
-
С подп. 33.7 Рекомендаций по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 января 2005 г. № 2 (далее — Рекомендации по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта), в которых определено, что руководители автотранспортных организаций в пределах средств, направляемых на оплату труда, могут устанавливать и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) доплаты водителям служебных легковых автомобилей за ненормированный рабочий день в размере до 25 % его тарифной ставки за отработанное время;
-
Рекомендациями по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 54 (с изменениями и дополнениями; далее — Рекомендации по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки), согласно которым водителям служебных легковых автомобилей помимо надбавок за классность могут быть установлены доплаты за ненормированный рабочий день в размере, например, до 25 % часовой тарифной ставки.
В Рекомендациях по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки также сказано, что надбавка за классность и ненормированный рабочий день водителям служебных легковых автомобилей относится на затраты по производству и реализации продукции, товаров (paбот, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в размерах, установленных коллективным (трудовым) договором, положением о премировании. Более того, в подп. 33.7 Рекомендаций по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта оговариваются условия, которые позволяют использовать эту норму и иным организациям, неподведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
«Вышеуказанные рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода в разработке и упорядочении условий оплаты труда работников организаций, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, организаций, в которых Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществляет владельческий надзор, а также могут использоваться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки.»
На возможность такого вида доплаты указывает и ст. 63 ТК, в соответствии с которой наниматель имеет право самостоятельно, на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора, устанавливать дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.
Кроме того, в соответствии с законодательством наниматель не просто вправе применить к водителю такую стимулирующую меру как доплата за ненормированный рабочий день, но и отнести ее на себестоимость:
-
ненормированный рабочий день в соответствии с ТК признан особым режимом рабочего времени;
-
в состав расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в соответствии с законодательством включаются выплаты по заработной плате, предусмотренные подп. 2.7.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), в частности выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы в размерах, предусмотренных законодательством, сверхурочную работу, за совмещение профессий, должностей, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д. (подп. 2.7.1.4).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
|
Банк документов
Скачать ознакомительный номер
Письмо в редакцию
Задать вопрос
СПЕЦВЫПУСК
Новости
8 августа 2017, 8:34
Подготовлен проект указа о жилищных сбережениях
7 августа 2017, 16:12
Электронные версии журнала
|