№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Методологические подходы к оценке кредитоспособности предприятия

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

В.Н. ЛЕШКО, кандидат экономических наук

Известно, что ни одно предприятие не обходится без привлечения заемных ресурсов. Кредиторская задолженность возникает вследствие существующей системы расчетов между предприятием с одной стороны и его контрагентами (работниками, покупателями, поставщиками, государством) с другой стороны. Предприятие сначала отражает в учете возникновение задолженности, а по истечении определенного времени погашает ее. Разрыв во времени между использованием производственных ресурсов и получением продукции также вызывает потребность в привлечении заемных средств.

Наличие и увеличение кредиторской задолженности ведет к росту производственного потенциала предприятия, что позволяет при эффективном его использовании максимизировать финансовые результаты хозяйствования (выручку и чистую прибыль). Привлекая заемные средства, предприятие может быстрее и масштабнее достичь поставленных целей, повысить рентабельность собственного капитала. Вместе с тем чрезмерная задолженность может привести к экономическому краху, банкротству предприятия.

В настоящее время в условиях острой конкуренции и необходимости быстрого реагирования на изменения рынка, роль заемных ресурсов возрастает. Зачастую в условиях дефицита финансовых ресурсов субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к получению кредитов, порой на любых условиях. В результате эффективность использования заемных ресурсов снижается, растет просроченная и сомнительная задолженность. Решение данной проблемы во многом зависит от повышения контроля над уровнем кредиторской задолженности, роли финансового менеджмента и оценки кредитоспособности субъекта хозяйствования.

Кредитоспособность — это наличие у хозяйствующего субъекта предпосылок для получения кредита, способность своевременно и в полном объеме выполнять краткосрочные и долгосрочные финансовые обязательства перед банком.

Диагностика кредитоспособности клиента — это сравнительно новый инструмент изучения и выявления признаков, характеризующих настоящее  и будущее финансовое состояния субъекта хозяйствования с целью предупреждения потерь из-за неуплаты или несвоевременной уплаты долга.

Анализ кредитоспособности предприятия предполагает в первую очередь анализ финансового положения предприятия, выявление и недопущение явлений, которые могут нарушить финансовое равновесие предприятия. При этом под финансовым равновесием понимается оптимальное соотношение между источниками активов и их использованием, что обеспечивает  стабильность первых и эффективность вторых.

Финансовый анализ проводится с помощью разных типов моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между различными показателями. Каждая модель основывается на определенных методах, т.е. способах и приемах анализа.

В теории и практике анализа финансового состояния различают три вида моделей.

Дескриптивные модели основываются на бухгалтерском балансе с приложениями и предполагают вертикальный и горизонтальный методы анализа, а также анализ аналитических коэффициентов (ликвидности, устойчивости, прибыльности и др.).

Вертикальный сравнительный анализ — это определение удельного веса каждого элемента пассивов и активов бухгалтерского баланса в общей их сумме. Он позволяет оценить структуру средств предприятия и источников их покрытия. Для выявления тенденций структурных изменений в составе имущества предприятия и источниках их покрытия обязательным элементом анализа является построение динамических рядов удельных весов каждой статьи баланса. При этом полученные относительные показатели сопоставимы в динамике, т.к. в отличие от абсолютных не подвержены влиянию инфляции.

Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных отклонений отчетного уровня от базисного каждого показателя (статей баланса). При этом относительные показатели дополняются показателями темпа роста (снижения), что важно для определения тенденций изменений. Недостаток данного метода анализа состоит в искажении оценки в условиях инфляции.

Горизонтальный и вертикальный методы анализа дополняют друг друга. То есть при оценке финансового состояния предприятия на практике строят аналитические таблицы, отражающие как структуру активов и пассивов, так и динамику их изменений.

1.           Предикативные модели предполагают прогнозирование доходов и расходов предприятия, изменение статей бухгалтерского баланса и, соответственно, его будущего финансового состояния. Данная модель базируется на использовании трендового анализа как метода прогнозирования.

2.           Нормативные модели строятся на основе сравнения фактических показателей с ожидаемыми (нормативными или предыдущего периода) с расчетом отклонений.

В качестве информационной базы проведения диагностики кредитоспособности выступают бухгалтерский баланс предприятия, формы государственной статистической отчетности, аудиторские справки, собственная картотека клиентов, опыт работы в определенной сфере бизнеса.

Оценка кредитоспособности включает следующие блоки:

  • характеристика бизнеса клиента и его менеджмента;
  • оценка ликвидности активов предприятия;
  • анализ источников финансирования хозяйственной деятельности;
  • определение кредитоемкости;
  • анализ объема, качественного состава и движения задолженности;
  • оценка возможности погашения задолженности;
  • оценка финансовых результатов хозяйствования и показателей деловой активности;
  • изучение состояния и развития экономической конъюнктуры рынка клиента.

Рассмотрим данные блоки более подробно.

Характеристика бизнеса заемщика и его менеджмента

Кредитные риски в определенной степени характеризуются качественными и количественными показателями бизнеса заемщика. Качественная характеристика бизнеса клиента и менеджмента предполагает оценку:

  • бизнеса на соответствие приоритетным направлениям кредитным вложениям банка в соответствии с его кредитной политикой;
  • места предприятия в социально-экономическом развитии общества. При этом значимость заемщика определяется принадлежностью к организациям, за которыми установлен особый контроль по выполнению основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, перечень которых ежегодно утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь;
  • деятельности руководства, которая во многом предопределяется профессиональным и квалификационным уровнем управленческих кадров, а также стилем управления с точки зрения обеспечения повышения гибкости, восприимчивости предприятия к рынку;
  • организационной структуры управления с точки зрения самостоятельности и имущественной ответственности. В зависимости от организационной структуры управления кредитоспособность снижается в следующем порядке:

1)           самостоятельное предприятие;

2)           головное предприятие, отвечающее по обязательствам своих обособленных подразделений;

3)           дочернее предприятие, структурное подразделение с правами юридического лица.

Для оценки качественных показателей развития бизнеса заемщика используются предоставленные им материалы (учредительные документы, бизнес-план и др.), а также информация из внешних источников (статистические сборники, акты аудиторских проверок и т.д.).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.