№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Формирование тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом

Рубрика «Ценообразование»

А.В. ДЕМКО, экономист

В соответствии с действующим законодательством о ценообразовании регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа городским транспортом общего пользования, на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении осуществляется областными (Минским городским) исполнительными комитетами по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь. Регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь. Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее — тарифы) формируются перевозчиком самостоятельно.

Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2001 № 74/8 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение) установлен единый порядок формирования тарифов на внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Положение является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее — перевозчики) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, и коммерческих организаций с иностранными инвестициями).

В соответствии с п. 6 Положения тарифы формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также особенностей, устанавливаемых Положением.

 Затраты, связанные с перевозочной деятельностью, включаются в себестоимость в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями) и Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по предприятиям автомобильного и речного транспорта, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 1 «Об утверждении Особенностей состава затрат».

 При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажиров затраты группируются по следующим статьям:

  • заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок (заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью «ремонт и техническое обслуживание подвижного состава», заработная плата руководителей, специалистов и служащих — в статью «общехозяйственные (накладные) расходы»);
  • отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
  • топливо;
  • смазочные и другие эксплуатационные материалы;
  • ремонт автомобильных шин;
  • ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • общехозяйственные (накладные) расходы;
  • налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

Порядок формирования статей затрат установлен п. 16–29 Положения и Методическими рекомендациями по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее — Рекомендации), утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. № 210-Ц.

При формировании тарифов на перевозку грузов в плановую себестоимость включаются затраты, непосредственно связанные с перевозками. Тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с перевозками (экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, взвешивание груза, перевозка багажа, предоставление в пользование контейнеров, прицепов, прочие аналогичные работы и услуги), формируются перевозчиком или другими организациями — производителями указанных услуг. Расходы на оплату за проезд по платным дорогам, мостам, переправам, оплату экологических, местных и иных установленных в соответствии с законодательством сборов, а также командировочные расходы водителей и сопровождающих его лиц в тарифы на перевозку грузов и тарифы на дополнительные работы и услуги не включаются. Указанные расходы дополнительно возмещаются заказчиками или иной стороной в соответствии с договором в случаях, когда перевозчик несет указанные расходы по поручению заказчика. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 мая 2003 г. № 2-3-10/904 независимо от того, что указанные расходы, дополнительно возмещаемые заказчиками, не включаются при формировании тарифов в плановую себестоимость на перевозку грузов, дополнительные работы и услуги, возмещаемые расходы, независимо от их вида, включаются в плату за перевозку, т.е. при определении объекта налогообложения, соответственно, в выручку от реализации транспортных услуг.

Общая сумма платы за перевозку груза определяется как сумма платы перевозчика за перевозку груза и за дополнительные работы и услуги, связанные с их перевозкой.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.