№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Таможенный транзит

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

О.В. МАКАРЕВИЧ, начальник отдела методологии таможенных платежей Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Классический вариант распоряжения товарами после их прибытия в пункт ввоза и размещения товаров в зоне таможенного контроля состоит в доставке товаров в регион, где находится их получатель.

Организация, занимающаяся оптовой торговлей бытовой техникой, вряд ли будет самостоятельно ввозить товары. Скорее всего, этим займется специализированная фирма-перевозчик, обладающая необходимыми для осуществления международных перевозок товаров транспортными средствами, разрешительными документами и т.д.

Именно в перевозке иностранных товаров по территории Беларуси под таможенным контролем и состоит суть таможенной процедуры таможенного транзита.

Как и любая иная таможенная процедура, таможенный транзит предполагает обязанность соблюдения ряда требований.

Во-первых, в открытии процедуры таможенного транзита будет отказано, если не будут приняты меры по обеспечению уплаты таможенных платежей. При этом, размер такого обеспечения чаще всего равен сумме таможенных пошлин и налогов, исчисленных, как если бы ввезенные товары «растамаживались». Исключение составляет ограниченный перечень товаров, в отношении которых обеспечение исчисляется в фиксированном размере (вермуты, вина виноградные, спирт этиловый, спиртовые настойки, ликеры и некоторые иные товары).

Для того чтобы обеспечить уплату таможенных платежей, есть несколько способов:

1)             прямо на границе необходимую сумму денег можно внести на счет таможни отправления. Это должно сделать то лицо, которое желает получить разрешение на транзит товаров. Как правило, это перевозчик;

2)             позаботиться об обеспечении уплаты таможенных пошлин и налогов заранее, до ввоза товаров в Беларусь. Это может сделать и получатель товаров.

Обеспечить уплату таможенных пошлин и налогов перевозчик или получатель могут путем:

  • залога имущества;
  • банковской гарантии;
  • поручительства;
  • внесения денежных средств на счет таможенного органа.

Внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога имущества основано на договоре, оформленном между таможенным органом и залогодателем. В случае если товары не будут доставлены в «таможенный пункт назначения», взыскание причитающихся таможенных платежей осуществляется за счет заложенного имущества.

Суть банковской гарантии сводится к тому, что банк по просьбе плательщика выдает последнему письменное обязательство (банковскую гарантию) уплатить таможне денежную сумму в определенных случаях. Например, если плательщик не исполнил обязанности перед таможней (не доставил товар), гарант (в качестве гаранта выступает банк) по требованию таможенного органа обязан произвести уплату платежей за плательщика. Условия оплаты, а также размер денежных обязательств поименованы в банковской гарантии.

Поручительство оформляется путем заключения соответствующего договора между поручителем и таможенным органом. В качестве поручителя могут выступать банки, а также иные лица. По договору поручительства поручитель обязан исполнить в полном объеме налоговое обязательство, образовавшееся в результате недоставки товаров в случае его неисполнения перевозчиком. Если же и поручитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства перед таможенными органами, то взыскание причитающихся сумм платежей будет осуществляться уже с поручителя.

Внесение денежных средств в кассу таможни либо в безналичном порядке на счет таможенного органа (фактически, денежный залог) как способ обеспечения налоговых обязательств получил самое широкое распространение в таможенной практике. Денежные средства могут быть внесены на выбор либо в белорусских рублях, либо в иностранной валюте. При неисполнении налогового обязательства подлежащие уплате суммы таможенных платежей перечисляются в республиканский бюджет за счет сумм обеспечения. Однако если все возложенные на перевозчика обязанности исполнены надлежащим образом, то суммы обеспечения уплаты по желанию плательщика, могут быть возвращены. Кроме того, такие суммы можно использовать для уплаты причитающихся таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в следующий раз по другому налоговому обязательству перед таможенными органами.

Получатель товаров либо перевозчик вправе использовать любой из перечисленных четырех способов, выбрав из них наиболее приемлемый для себя. Если отсутствуют сведения о стоимости товара, стране его происхождения, их количестве, либо вообще о наименовании товаров либо иные необходимые для исчисления суммы обеспечения сведения, его размер определяется по тем ставкам таможенных пошлин и налогов, а также по той стоимости, которые являются наибольшими, и того их количества, которое можно определить на основании имеющихся сведений.

После того как обеспечение уплаты таможенных платежей фактически внесено (одним из выбранных способов), получатель товаров должен прийти на таможню с заполненным документом — сертификатом обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов формы «С1» либо формы «С2».

Какой формы сертификат подлежит представлению, зависит от того, какими сведениями в отношении ввозимых товаров располагает их получатель. Если в его распоряжении имеется информация о номерах коммерческих, транспортных (перевозочных) документах и о пункте, через который будет осуществлен ввоз товаров, то представить надо сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей формы «С1». Если же получатель не располагает указанными сведениями — то сертификат формы «С2». При этом первый сертификат должна зарегистрировать таможня в которую прибудет товар, а второй — любая таможня.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.