№ 3, март 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Методика оценки функционирования системы менеджмента качества по ре-зультатам внутренних аудитов

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель генерального директора по развитию СООО «ФЕЛИКС», техниче-ский эксперт Органа по сертификации систем менеджмента и персонала TÜV Thüringen e.V

Оценка деятельности предприятия является отправной точкой для его развития, поиска путей совершенствования бизнес-процессов, выявления сильных и слабых сторон организации. Менеджмент качества - важнейшая составляющая оценки менеджмента организации, поскольку «управление качеством является составной частью единого комплекса государственного управления экономикой»[1]. Одним из эффективных механизмов оценки состояния менеджмента организации является самооценка по результатам внутренних аудитов (ВА). Представленная методика основана на практических результатах деятельности в области разработки, внедрения и совершенствования систем менеджмента качества (СМК) Производственного республиканского унитарного предприятия «Минский завод колесных тягачей» и частной проектно-строительной компании СООО «ФЕЛИКС», где  используется с 1999 г. по настоящее время.

Исходя из практического опыта в предлагаемой методике принято, что значимость необходимых и достаточных условий функционирования СМК составляет:

  • документирование деятельности, осуществляемой в рамках бизнес-процессов СМК, соответствие нормативных документов (НД) СМК требованиям стандарта DIN EN ИСО 9001:2000 к управлению документацией, управление документацией в соответствии с требованиями НД СМК - 30 %;
  • соответствие деятельности требованиям НД СМК - 70 %.

Проверки соответствия деятельности подразделений и организации в целом требованиям НД осуществляются в ходе ВА СМК, которые планируются и проводятся так, чтобы в течение календарного года были проверены все подразделения, функционирующие в рамках СМК, и все идентифицированные бизнес-процессы.

Оценка функционирования СМК по результатам ВА включает (рис. 1):

  • оценку соответствия деятельности требованиям НД СМК к управлению документацией;
  • оценку функционирования бизнес-процессов;
  • оценку функционирования СМК подразделений;
  • оценку функционирования СМК предприятия.

Установлены соответствующие критерии оценки:

  • показатель соответствия деятельности требованиям НД СМК к управлению документацией (КЕ);
  • показатели функционирования бизнес-процессов (КПР j);
  • показатели функционирования СМК подразделений (КСМК i);
  • комплексный показатель функционирования СМК предприятия (КСМК).

Оценка определяется значением соответствующего показателя:

  • 0,70 < КСМК ПР, КЕ) < 1,00 - деятельность соответствует требованиям;
  • 0,50 < КСМК ПР, КЕ) < 0,70 - деятельность ограниченно соответствует требованиям;
  • КСМК ПР, КЕ) < 0,50 - деятельность не соответствует требованиям.

В ходе проведения ВА выявленные несоответствия деятельности требованиям НД СМК классифицируются согласно классификатору несоответствий СМК (табл. 1) и таблицы определения значимости несоответствия с присвоением соответствующего кода (табл. 2).

Принадлежность к процессу СМК идентифицируется символами:

  • «Е» - требования к управлению документацией;
  • «АI-AII» - требования бизнес-процесса А «Ответственность руководства»;
  • «BI-BIII» - требования бизнес-процесса В «Менеджмент ресурсов»;
  • «CI-CVII» - требования бизнес-процесса С «Процессы создания продукции»;
  • «DI-DII» - требования бизнес-процесса D «Мониторинг и улучшение».

Значимость несоответствия

Значимость несоответствия - характеристика несоответствия, учитывающая влияние его последствий на качество продукции и/или управления бизнес-процессами, результативность СМК и возможную реакцию потребителя.

Критическое несоответствие (К) - невыполнение требований, установленных ИСО 9001 и НД СМК, ведущее к существенному снижению качества продукции и/или управления бизнес-процессами, результативности СМК и ведущее к поставке дефектных изделий. Несоответствие влечет заметное для потребителя ухудшение эксплуатационных характеристик и/или неудобство применения продукции.

Существенное несоответствие (С) - невыполнение требований, установленных ИСО 9001 и НД СМК, либо отклонение от требований, что может привести к снижению качества продукции и/или управления бизнес-процессами, результативности СМК и к возможной поставке дефектных изделий. Потребитель может выразить недовольство его последствиями.

Несущественное несоответствие (Н) - невыполнение требований, установленных ИСО 9001 и НД СМК, которое не приводит к поставке дефектных изделий. Скорее всего, потребитель не обнаружит его последствий.

Исходными документами для определения соответствующих показателей являются документированные результаты ВА.

Входные данные:

  • количество выявленных несоответствий;
  • значимость несоответствий.

При обработке входных данных и определении показателя учитывается:

  • наличие критического несоответствия приводит к снижению соответствующего показателя для подразделения на 50 %;
  • наличие существенного несоответствия приводит к снижению соответствующего показателя для подразделения на 25 %;
  • наличие несущественного несоответствия приводит к снижению соответствующего показателя для подразделения на 1 %.

Показатель функционирования j-го процесса для i-го подразделения (К i) равен:

К j i =1 - (К × 0,5 + С × 0,25 + Н × 0,01),

где К, С, Н - количество критических, существенных и несущественных несоответствий.

При определении показателя функционирования j-го бизнес-процесса (КПР j) для предприятия принимаем во внимание, что он не может превышать минимального значения показателей функционирования j-го бизнес-процесса для подразделений (КПР j i).  Следовательно, его значение выбирается из числового ряда:

КПР j = minПР 11, КПР 12,..., КПР 21 , КПР 22,..., КПР j i,..., КПР mn],

где n - количество подразделений, функционирующих в рамках СМК,

m - количество идентифицированных бизнес-процессов.

При определении показателя функционирования бизнес-процессов для i-го подразделения (КПР i) принимаем во внимание, что он не может превышать минимального значения среди показателей функционирования всего ряда бизнес-процессов для i-го подразделения (КПР j i). Следовательно, его значение выбирается из числового ряда:

КПР i = min [КПР 1 i , КПР 2 i , ..., КПР j i , ..., КПР m i].

 [1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 1082 «Об утверждении Государственной программы «Качество» на 2007-2010 годы».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (69), март 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.