№ 1, январь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Обеспечение уплаты таможенных платежей: необходимость применения и способы

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

Ж.В. НАСУТА, заместитель директора ООО «Юридические технологии»

Для реализации положений Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров, подписанной в Брюсселе 6 декабря 1961 г., и Конвенции о временном ввозе, подписанной в Стамбуле 26 июня 1990 г., а также в целях упрощения процедур таможенного оформления и контроля за некоторыми товарами, ввозимыми на таможенную территорию Республики Беларусь с освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами, таможенными органами Беларуси может осуществляться таможенное регулирование и контроль с использованием карнетов АТА (Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 256-ОД «О введении в действие «Положения о порядке применения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе» (с изменениями и дополнениями)).

Карнет АТА — международный таможенный документ, который используется в качестве таможенной декларации при помещении ввозимых товаров (за исключением транспортных средств) под таможенные режимы временного ввоза или транзита и при помещении вывозимых товаров под таможенный режим временного вывоза, а также в качестве международной действующей гарантии уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении таких товаров.

Перечень товаров, таможенное оформление которых может производиться с помощью карнета АТА вместо грузовой таможенной декларации (если в отношении данных товаров применяется полное освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов), приведен в приложении 2 к Положению о порядке применения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе (среди них — товары, ввозимые для демонстрации на выставках, оборудование прессы и телевизионное оборудование, профессиональное оборудование, необходимое для занятия ремеслом или профессией лицу, отправляющемуся на территорию другой страны для выполнения определенной работы и т.п.).

Карнет ATA состоит из двух листов обложки зеленого цвета, листов для временного вывоза и обратного ввоза желтого цвета, листов для временного ввоза и обратного вывоза белого цвета, листов для транзита голубого цвета. Все виды листов состоят из корешка, который остается в карнете, и отрывного листа, служащего соответствующим таможенным документом.

В качестве гарантирующей и выдающей ассоциации в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза на территории Республики Беларусь и режим временного вывоза с применением карнетов АТА, выступает Белорусская торгово-промышленная палата (далее — БелТПП), которая выдает карнеты и призвана гарантировать белорусским таможенным органам уплату таможенных платежей в случае несоблюдения держателем карнета АТА условий пользования товарами в таможенном режиме временного ввоза, с момента ввоза таких товаров в Республику Беларусь до момента их вывоза за пределы республики.

При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза либо выдаче таможенного разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем с применением карнета АТА ответственность за уплату сумм таможенных платежей несет лицо, использующее карнет АТА. БелТПП несет солидарную ответственность за уплату сумм таможенных платежей в отношении товаров, перечисленных в карнете АТА, и пеней. При этом ответственность БелТПП ограничивается суммой таможенных платежей, которая может быть исчислена в отношении товаров, указанных в карнете АТА, увеличенной на 10 %.

После уплаты БелТПП таможенных платежей, пеней таможня продолжает взыскание с лица, использующего карнет АТА, сумм экономических санкций, пеней, которые превышают сумму, обеспеченную БелТПП.

Случаи, когда обеспечение исполнения налогового обязательства не требуется

Мы рассмотрели все возможные способы обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей. Вместе с тем, согласно ст. 260 ТК, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется, если суммы подлежащих уплате пошлин и налогов составляют в эквиваленте менее 500 евро по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов — на день принятия таможенным органом решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки.

Кроме того, в соответствии со ст. 113 ТК и п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, не требуется в случаях:

  1. перевозки товаров железнодорожным транспортом, если разрешение на таможенный транзит выдается перевозчику;
  2. перевозки товаров таможенным перевозчиком;
  3. перевозки товаров под таможенным сопровождением;
  4. если размер налогового обязательства в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, составляет сумму, эквивалентную не более чем 60 базовым величинам;
  5. перевозки товаров в сопровождении специального подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел;
  6. перевозки товаров в сопровождении подразделения «Белтаможконвой» республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис»;
  7. если товары предназначены для официального использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, о чем Государственный таможенный комитет информирован Министерством иностранных дел или дипломатическим представительством, консульским учреждением иностранного государства;
  8. если товары предназначены для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, о чем Государственный таможенный комитет информирован заинтересованным республиканским органом государственного управления;
  9. перевозки товаров в международных почтовых отправлениях и если их представление к таможенному оформлению для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита осуществляется национальным оператором почтовой связи;
  10. если товары являются сырьем, материалами, комплектующими, оборудованием, предназначенными для производства продукции (работ, услуг) собственного производства, а также оборотной тарой, используемой для транспортировки указанных товаров, о получателях (отправителях — при вывозе указанной категории товаров), наименованиях и кодах таких товаров на уровне не менее первых четырех знаков в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь Государственный таможенный комитет информирован заинтересованным республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству, и их представление к таможенному оформлению для помещения под процедуру таможенного транзита осуществляется белорусским резидентом;
  11. если товары имеют характер иностранной безвозмездной помощи и об их получателях (при их вывозе — отправителях) Государственный таможенный комитет информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (67), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.