№ 10, октябрь 2009

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Анализ издержек обращения в торговле

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

В.В. Кожарский, аудитор, кандидат экономических наук

В данной статье наряду с основными направлениями совершенствования экономического анализа и контроля издержек обращения, будет рассмотрен такой важный вопрос, как изучение издержек обращения при использовании нормативного метода учета и группировки затрат по местам возникновения.

Рыночные экономические отношения ставят перед организациями торговли следующие задачи анализа хозяйственной деятельности:

♦ проверка выполнения плана, сметы издержек обращения по общему объему;

♦ анализ издержек обращения по статьям затрат (при выявлении перерасхода проводится анализ по элементам затрат);

♦ анализ издержек обращения с делением их на условно-переменные и условно-постоянные расходы;

♦ выявление факторов, вызвавших те или иные изменения объема и уровня издержек обращения;

♦ разработка мероприятий по изысканию резервов снижения издержек обращения.

Анализ издержек обращения начинается с сопоставления отчетных данных с плановыми. Разница между фактической и плановой суммами издержек обращения представляет собой абсолютное отклонение (перерасход или экономию). Отклонение по уровню издержек обращения называется размером снижения или повышения их уровня.

Данные анализа издержек обращения ежедневно требуются управленческому персоналу для принятия выгодных на данном этапе решений, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В настоящее время основное внимание уделяется контролю над уровнем издержек обращения в целом по показателям деятельности. Уровень издержек обращения зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при анализе и планировании этих издержек. К числу основных относятся: объем товарооборота; структура товарооборота; товарооборачиваемость; уровень розничных цен; производительность труда.

Факторы, влияющие на издержки обращения, можно подразделить на вызывающие их повышение и вызывающие их снижение.

Факторы, вызывающие повышение издержек обращения, связаны, прежде всего, с повышением культуры торговли, улучшением качества обслуживания населения.

Факторы, вызывающие снижение издержек обращения, весьма многочисленны. Их можно разбить на три группы:

1) факторы общеэкономического характера;

2) экономико-организационные факторы;

3) факторы, связанные с техническим прогрессом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (76), октябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.