№ 10, октябрь 2009

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Методология бюджетного планирования на предприятии

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

В.Н. ЛЕШКО, кандидат экономических наук

Мало   кто  планирует  потерпеть  неудачу,

но много тех, кто терпит неудачу без плана.

Ч. Хорнгрен

В непростой экономической ситуации, сложившейся в условиях мирового финансового кризиса, необходимо повышать значимость планирования, внедрять его современные методы и средства, в том числе бюджетное планирование.

Бюджетные системы зародились давно. Всем известны сметы затрат, которые выступают основным элементом системы бюджетирования. В настоящее время менеджеры предприятий недооценивают бюджеты, уделяя им недостаточно внимания. Слабость распространения бюджетирования в отечественных компаниях обусловлена низким уровнем общей финансовой культуры фирм, недостаточной квалификацией управляющих и служащих, отсутствием методической базы, дефицитом времени и приоритетом текущих дел, мнением об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности. Коренное изменение ситуации непосредственно связано с формированием качественно нового управленческого менталитета и повышением финансовой культуры менеджеров и специалистов экономических служб предприятий.

Бюджет - это ведомость доходов и расходов субъекта хозяйствования за определенный период времени. Он как составная часть финансового планирования компании направлен на обеспечение:

  • деятельности компании финансовыми ресурсами и денежными средствами в достаточном объеме;
  • сбалансированности планируемых доходов и расходов;
  • платежеспособности и финансовой устойчивости субъекта хозяйствования;
  • жесткого текущего контроля за поступлением и расходованием средств;
  • нормальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами;
  • синхронизации всех организационных функций, которая достигается путем построения взаимоувязанных плановых документов (бюджетов).

Роль бюджетирования возрастает в условиях экономического кризиса, который сопровождается сужением рынка сбыта, недостатком собственных средств и повышенной платой за кредиты банка. Создание надежной и гибкой системы управления финансами позволяет повысить управляемость и адаптированность предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках, обеспечить оперативное получение информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием, создает условия для повышения взаимопонимания и доверия при сотрудничестве со сторонними инвесторами.

Бюджет обладает как достоинствами, так и недостатками, которые следует учитывать при его внедрении.

К достоинствам бюджета относятся:

- связывание воедино денежных потоков финансово взаимосвязанных структур и бизнес-процессов;

- гибкость бюджета, т.е. его постоянная корректировка при переходе на новый уровень деловой активности;

- введение статей, отражающих направления расходования свободных денежных средств (депозиты, резервы и т.д.).

Недостатком бюджета является невозможность достоверно оценить масштабы и временной интервал кассовых разрывов, поскольку в разных видах бизнеса финансовые потоки имеют различную цикличность и структуру.

Разработка бюджета требует соблюдения следующих основных технологических принципов финансового планирования:

  • принцип соответствия, который предполагает планирование приобретения партии товаров преимущественно за счет собственных или краткосрочных источников (краткосрочного банковского кредита или коммерческого кредита поставщика). В то же время для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования;
  • принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах), который сводится к обеспечению превышения оборотных средств предприятия над краткосрочной задолженностью, т.е. нельзя планировать «слаболиквидный» баланс предприятия;
  • принцип избытка денежных средств, суть которого заключается  в планировании определенного запаса денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины на случай возникновения непредвиденных затрат или просрочки покупателями платежей.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (76), октябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.