№ 6, июнь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Освобождение от административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Рубрика «Юридическая консультация»

Ж.В. Калиновская, заместитель директора ООО «Компания "Юридические технологии"»

Общие положения

Пунктом 2 ст. 4.2 и ст. 8.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрено, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица), на основании и в случаях, предусмотренных КоАП.

Главой 8 КоАП предусмотрены основания для вынесения постановления об освобождении от административной ответственности. Вынесение таких постановлений является правом суда, органа, ведущего административный процесс, при наличии определенных оснований для освобождения от ответственности.

В соответствии с нормами данной главы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, совершившие административное правонарушение, могут быть освобождены судом, органом, ведущим административный процесс, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 8.2 КоАП).

Количество дел, по которым правонарушители освобождались хозяйственными судами от административной ответственности при малозначительности правонарушения, невелико (менее 1 % от числа рассмотренных). Является ли правонарушение малозначительным, определяется в каждом конкретном случае при рассмотрении дела об административном правонарушении. При оценке правонарушения на предмет его малозначительности суды обычно исходят из оценки обстоятельств его совершения. Так, малозначительным может признаваться проступок, когда отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также правонарушение не представляет большой общественной опасности и не наносит значительного ущерба государственным интересам. Кроме того, часто суды при признании правонарушения малозначительным учитывают такие факторы, как «совершение правонарушения впервые»; «стоимость товара, реализованного без лицензии на розничную торговлю, в несколько раз меньше размера минимального штрафа»; «сумма полученного от незаконной предпринимательской деятельности дохода менее одной базовой величины и несоразмерна с величиной административного штрафа» и др.

Индивидуальный предприниматель, если совершенное им административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, может быть также освобожден от административной ответственности по КоАП в следующих случаях:

1) с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, при наличии одного из обстоятельств, указанных в пп. 2, 3, 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (ст. 8.3 КоАП):

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения (п. 2);

- добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3);

- совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 6);

2) вследствие болезни: физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства (ст. 8.6 КоАП).

В противоречие данным нормам п. 1 ст. 14.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию, могут быть полностью или частично освобождены от административной ответственности по ходатайству об освобождении от административной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по решению Президента Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481 было утверждено Положение о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от административных взысканий (с изменениями и дополнениями; далее - Положение № 481).

Также данным Указом создана Межведомственная комиссия по рассмотрению ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от административных взысканий (далее - Межведомственная комиссия).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (72), июнь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.