№ 3, март 2010

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Подписка на свежие линии: RSS Подписка

3 июня с 12:00 до 15:00 обсуждается тема:

Оплата труда работников коммерческих организаций с учетом изменений в законодательстве. Рабочее время

На вопросы отвечает:

Асоскова
Галина
Федоровна

9 июня с 12:00 до 15:00 обсуждается тема:

Заключение, изменение, прекращение трудового договора (контракта) с учетом изменений в законодательстве

На вопросы отвечает:

Шелкович
Владимир
Иванович
Скачать ознакомительный номер (5,9 Мб)
Анкета читателя
Письмо в редакцию
Задайте ваш вопрос
Rating All.BY Каталог TUT.BY

Бюджет Республики Беларусь на 2010 г. как оптимальный вариант возможного

Рубрика «Статистика, аналитика»

А.В. ХОТЬКО, кандидат экономических наук, доцент

Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на развитие экономики Республики Беларусь и ее финансовой системы. Однако своевременно принятые руководством страны меры по минимизации последствий кризиса позволили республике завершить 2009 г. с относительно небольшими потерями. Выполнение большинства основных социально-экономических показателей достигло или превзошло уровень предшествующего года. Это, в свою очередь, в значительной мере предопределило поставленные перед экономикой страны задачи и параметры республиканского бюджета на 2010 г.

Закон Республики Беларусь № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год» (далее - Закон), принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2009 г. и одобренный Советом Республики 18 декабря, 29 декабря был подписан Главой государства. Таким образом, в новый год страна вступила с новым бюджетом.

В Законе реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского бюджета, обозначены приоритеты в финансировании расходов, определено отношение к дефициту бюджета и др. Закон разработан с учетом требований принятого в 2008 г. Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предусматривающего изменение отдельных норм бюджетного законодательства. Одним из наиболее существенных изменений является то, что с 2010 г. средства Фонда социальной защиты населения не включаются в состав республиканского бюджета и будут ежегодно утверждаться соответствующим законом.

Проект республиканского бюджета на 2010 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, результатов ожидаемого исполнения бюджета в 2009 г., важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2010 г.

Как и в предыдущие годы, запланированные показатели являются достаточно напряженными.

Так, согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 г. для абсолютного большинства его показателей запланированы достаточно высокие темпы роста, которые несколько выше темпов роста в 2009 г. (ВВП - 111-113 %, продукция сельского хозяйства - 110-111 %, производство потребительских товаров - 114-115 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 124-125 %, в том числе экспорта - 127-128 %; производительность труда - 109-111 % и т.д.).

Темпы роста ряда показателей прогноза на 2010 г. предусмотрены на уровне прошлого года (продукция промышленности - 110-112 %, инвестиции в основной капитал - 123-125 %, реальные денежные доходы населения - 114-115 %, платные услуги населению - 113-114 %).

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на опережающие темпы роста экспорта над темпами роста импорта (7 процентных пунктов), внешнеторговое сальдо предусматривается отрицательным - (-4600)-(-4700) млн долл. США, что выше прогнозного уровня предыдущего года. Ниже уровня прошлого года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.

Реализация поставленных на текущий год задач и, в частности, обеспечение роста ВВП предусматривается за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, а также торговле, сфере услуг и др.

В свою очередь высокие темпы роста промышленной продукции планируется обеспечить за счет повышения эффективности работы предприятий на основе их реструктуризации и модернизации, широкого внедрения инновационных технологий, производства продукции необходимого ассортимента и качества, высокого уровня рентабельности.

Основные усилия в строительном комплексе в 2010 г. должны быть направлены на снижение себестоимости, материалоемкости и энергоемкости строительства, а также цен на строительную продукцию, расширение рынков сбыта товаров и услуг. Необходимо обеспечить переход на новый уровень индустриального домостроения, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, обновление машинного парка строительных организаций.

В агропромышленном комплексе продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. на основе крупнотоварного сельскохозяйственного производства, совершенствования региональной специализации, использования инновационных технологий, а также государственной поддержки предприятий перерабатывающей промышленности, развития рыночной инфраструктуры по сбыту продукции, переориентации финансовых и других ресурсов с учетом повышения их эффективности.

Основной задачей развития сферы услуг в 2010 г. является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре услуг высокого качества по доступным ценам на основе динамичного развития отраслей услуг при опережающем развитии приоритетных и новых их видов. Необходимо повышение роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (81), март 2010.