№ 7, июль 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Управление дебиторской задолженностью

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

А.П. Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления БГЭУ, судебный эксперт

     Продажа товаров или услуг в кредит (с отсрочкой платежа) приводит к возникновению дополнительных издержек на ведение бизнеса, которые включают в себя расходы по администрированию системы кредитования, сомнительные к взысканию долги и связаны с невозможностью использования денежных средств по более прибыльным направлениям. Однако такие издержки должны быть соизмерены с выгодами от увеличения объемов продаж при предоставлении потребителям отсрочки платежа.

ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ТОВАРНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

     При осуществлении продаж товаров или услуг в кредит организация должна сформировать четкую политику, определяющую:

  • каким потребителям будет предоставляться кредит;
  • какой будет его величина;
  • на какой срок рассчитан кредит;
  • будут ли предлагаться скидки при определенных условиях осуществления платежей;
  • как может быть снижен риск неплатежа.

     Организация, предлагающая товарный кредит, имеет риск неполучения платежа за проданный товар или услугу. Поэтому при определении типов потребителей, которым будет предлагаться кредит, и принятии решения о его предоставлении конкретному потребителю необходимо учитывать различные факторы, основными из которых являются:

  • финансовое состояние потребителя. При этом особое внимание уделяется прибыльности и ликвидности его бизнеса, а также крупным финансовым вложениям и обязательствам;
  • сумма кредита (потребитель должен быть способен уплатить долг. Эта возможность определяется с помощью анализа его кредитной истории, видов осуществляемой деятельности и имеющихся в наличии активов);
  • обеспечение кредита. Целесообразно запросить какое-либо обеспечение исполнения обязательства (неустойка, залог, поручительство, гарантия, задаток и др.) под товары, предоставляемые в кредит, и удостовериться в его удовлетворительности;
  • экономические условия в отрасли и регионе, в которых работает потребитель, и в стране в целом, оказывающие значительное влияние на его способность оплатить свои обязательства;
  • характеристики самого потребителя (личностные качества руководителей юридического лица или предпринимателя), поскольку выполнение обязательств может зависеть не только от возможности, но и от желания, честности и порядочности людей.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (121), июль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.