№ 9, сентябрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесьна содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Анализ эффективности формирования и планирования ассортимента

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Г.А. Яшева, доктор экономических наук, заведующий кафедрой Витебского государственного технологического университета

       Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов в борьбе компании с конкурентами и составляющих маркетинга. В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат предприятию необходимый уровень конкурентоспособности. Оптимально подобранный ассортиментный портфель напрямую воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке организации. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

       Существует множество методик анализа ассортимента. Одни применяют в качестве основного критерия эффективности ассортиментной группы степень влияния на общий результат, отталкиваясь от такого показателя, как доля ассортиментной группы в объеме продаж предприятия или в общем объеме производства (АВС-анализ, адаптированная матрица BCG), другие для анализа используют данные о динамике продаж и себестоимости продукции (XYZ-анализ, метод Дибба—Симкина), третьи основываются на таких показателях, как рентабельность ассортиментной группы и коэффициент реализации ассортиментной группы. Все эти методики имеют свои преимущества и недостатки. Не отрицая преимуществ имеющегося инструментария, хочется отметить, что он не позволяет дать комплексную оценку эффективности ассортимента по нескольким наиболее значимым для предприятия показателям.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (135), сентябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.