№ 5, май 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Насколько устойчив бюджет вашей организации?

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Е.С. Егорушкин, партнер, руководитель направления «Финансы», бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»

Планирование на достаточно длительный срок (увы, но им сейчас можно считать даже год) в кризисный период больше напоминает игру в угадайку, чем инструмент управления организацией. Вместе с тем бюджет в любом случае необходим. Непредсказуемость внешних условий — это не повод не составлять его либо относиться к этому процессу спустя рукава.

Более правильной видится попытка найти ответ на вопросы о том, насколько устойчив бюджет организации, какие изменения внешних он может выдержать, чего следует бояться больше всего.

ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВЫЙ БЮДЖЕТ И ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕУСТОЙЧИВОГО

Устойчивый бюджет — это бюджет, при котором обеспечивается бесперебойная деятельность организации. Чтобы это выяснить, нужно знать, предусматривает ли он:

  • получение организацией прибыли;
  • генерацию положительного денежного потока.

Это значит, что в первую очередь необходимо обратить внимание на бюджеты:

  • доходов и расходов;
  • движения денежных средств.

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

В большинстве случаев составление бюджета организации начинается с планирования ее доходов. Предположим, что организация «А» запланировала получение выручки за период в размере, представленном в табл. 1.

Далее обычно происходит планирование расходов организации.

Несмотря на разнообразие их статей, все расходы выражаются в одном из двух видов: 

  • в процентном соотношении от выручки. Это касается расходов на уплату налогов, приобретение товаров по покупной стоимости (определяемой с учетом наценки, разницу между рекомендованной розничной и отпускной ценой поставщика, иным методом), выплату работникам премиальной части заработной платы и т. п.; 
  • в абсолютной сумме. Примерами могут служить затраты на аренду, определяемые исходя из арендуемых площадей и планируемой ставки аренды, на канцелярские расходы и т. п. 

Все затраты можно подразделить:

  • на переменные, т. е зависящие от выручки (для рассматриваемого примера примем их равными 65,3 % от объема выручки и далее будем полагать, что они представляют собой покупную стоимость реализуемых товаров);
  • постоянные, т. е. не зависящие от выручки (предположим, что они составляют 375 232 тыс. руб.).

Упрощенный бюджет доходов и расходов рассматриваемой организации на II квартал 2016 г. представлен в табл. 2.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (155), май 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.