№ 3, март 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Система KPI: как сделать успех организации измеримым?

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

Н.А. Дубинский, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

Эффективность работы персонала любой организации зависит от того, насколько он мотивирован к достижению конкретных результатов деятельности. Руководству организации необходимо поощрять стремление работников повышать продуктивность работы. Система поощрения должна быть простой, доступной для понимания всем работникам, логичной, справедливой и положительно восприниматься персоналом, иначе она не сможет увеличить его заинтересованность в достижении более высоких показателей.

Одной из современных методик оценки эффективности работы персонала в целом и каждого работника в отдельности является применение системы KPI (Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности). Она состоит из количественных показателей, которые устанавливаются для всех должностей, начиная с руководителя предприятия и кончая рядовым специалистом, и позволяют после подведения итогов работы за определенный период установить степень достижения поставленных целей и задач, корректность плановых показателей.

Например, эффективность деятельности работников может характеризоваться следующими показателями:

·  директора — наличием прибыли, увеличением стоимости предприятия, положительной динамикой товарооборота, снижением затрат;

·  руководителя отдела продаж — ростом объема реализации продукции, сокращением дебиторской задолженности;

·  юриста — уменьшением количества проигранных дел в судах, поданных исков. 

Оптимальное число KPI для одного работника не должно превышать пяти.  Планируемые значения этих показателей должны быть реально выполнимы, иначе можно не улучшить, а ухудшить ситуацию. Можно привести следующий пример отрицательного воздействия на мотивацию работников неграмотно построенной системы KPI с некорректно установленными значениями показателей: для работников склада организация установила плановое значение KPI по пересортице отгруженной продукции, равное 0, что было невыполнимо. Кроме того, сама система оказалась сложной в понимании. В итоге работники длительное время не получали премий, из-за чего часть из них уволилась, а часть стала работать хуже, поскольку поняла, что результативность деятельности никак не влияет на размер заработной платы. Результатом стало то, что организация частично утратила рынок сбыта своей продукции.

Итак, положительно воздействовать на результативность работы персонала можно только в том случае, когда используемые показатели и их значения логически обоснованны и динамично изменяются в зависимости от ситуации, складывающейся как внутри, так и вне организации.

На схеме 1 представлены критерии, которые необходимо учитывать при разработке системы KPI.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (165), март 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.