№ 10, октябрь 2018

Error: Applet "NumberSelect" was not executed
Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Как составить бюджет предприятия?

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

С.В. Манина, ведущий экономист

В условиях растущей конкуренции, экономической нестабильности на предприятиях все чаще требуется внедрение системы бюджетирования (бюджетного планирования).

Бюджетирование на предприятии — это процесс планирования, контроля и выполнения бюджетов в ходе управления экономическими ресурсами организации (объектами бюджетирования). Бюджетом называется расчетная и ограничительная смета доходов и расходов на определенный период.

ФУНКЦИИ И НАЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Разработка, анализ и контроль бюджетов являются неотъемлемой важнейшей частью системы управленческого учета в организации. Управленческий учет — это система планирования, сбора, отчетности, интерпретации информации для принятия управленческих решений менеджерами, а также контроля за этими процессами.

Управленческий учет включает:

• планирование;

• управление и контроль (оперативный учет);

• анализ и составление отчетности (внутренней и внешней).

В основе планирования лежат анализ информации за предшествующие периоды деятельности и прогнозирование будущих финансовых операций.

Оперативный учет применяется в текущем управлении для контроля фактических результатов деятельности предприятия и ведется как в стоимостном выражении, так и в натуральных показателях.

Результаты деятельности предприятия можно определить с помощью план-фактного анализа: выявления отклонений фактически достигнутых значений показателей от запланированных, оценки и анализа их влияния на стратегические планы организации.

Бюджетирование является одним из методов реализации задач управленческого учета.

Основные функции бюджетирования — это:

1) планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный период;

2) координация действий различных подразделений предприятия и осуществления разных видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и их групп для достижения предприятием в целом намеченных целей;

3) ориентация руководителей всех подразделений на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности;

4) контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет;

5) повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению руководителями деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности на предприятии.

Основными задачами бюджетирования являются оперативное получение достоверной информации и обеспечение успешного функционирования предприятия.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (184), октябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.