№ 2, февраль 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Что нужно знать о системах оплаты труда и его стимулировании для разработки ЛНПА?

Рубрика «Заработная плата»

И.А. Козлитинова, экономист; Н.В. Свирид, экономист

Законодательство предоставляет нанимателям право самостоятельно в коллективных договорах, положениях, иных ЛНПА, трудовых договорах (контрактах) определять формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т. ч. осуществлять их тарификацию, предусматривать выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (премии, надбавки, доплаты и др.).

Таким образом, приступая к разработке ЛНПА по оплате труда, наниматель должен определиться с формой и системами оплаты труда работников, исходя из финансовых возможностей организации установить конкретные размеры тарифных ставок (окладов), надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего и компенсирующего характера, которые будут применяться.

Согласно ст. 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определение нанимателем наименований профессий рабочих и должностей служащих, установление их трудовых функций, отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям), разработка рабочих и должностных инструкций, а также присвоение работникам квалификации осуществляются в соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (в ред. от 28.11.2016; далее — ЕТКС), Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными  постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1  (в ред. от 28.11.2016; далее — ЕКСД), и соответствующими выпусками ЕТКС и ЕКСД.

Их применение в трудовых отношениях обязательно для всех нанимателей независимо от их организационно-правовых форм.

При заключении договоров гражданско-правового характера ЕТКС и ЕКСД не применяются.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАРИФНЫХ СТАВОК (ОКЛАДОВ)

С учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее — Указ № 181) наниматель на основании дополнительного соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать тарифные ставки (оклады) работников:

  • на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС);
  • на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее — ТС);
  • без применения ЕТС и ТС.

Тарифные ставки (оклады) работников определяются в зависимости от сложности и характера выполняемых работ и трудовых функций.

В соответствии с подп. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (в ред. от 13.02.2012) при заключении с работником контракта его тарифная ставка (оклад) повышается, но не более чем на 50 %, если больший размер повышения не предусмотрен законодательством. Данная мера стимулирования труда является для нанимателей обязательной.

Согласно подп. 2.2 Указа № 181 тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В целях обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (в ред. от 28.12.2017) установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной паты более 1,0.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (176), февраль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.